«Наша Церковь должна быть тесно связана с государством»

Диакон Владимир Василик рассуждает о том, какими должны быть церковно-государственные отношения в России

Национальный Пресс - клуб 
0
207
Время на чтение 4 минуты

21 октября состоится очередной круглый стол, организаторами которого являются Клуб национальной прессы и клуб «Ценности нации и национальные интересы России». Заседание будет посвящено крайне актуальной сегодня теме церковно-государственных отношений. Церковно-государственные отношения можно назвать нервом современной политической жизни России. От их состояния зависит решение очень многих важных для жизни общества проблем, более того, их решение определит вектор дальнейшего развития России.

В связи с этим мы попросили нашего постоянного автора, доцента СПбГУ, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика высказать свою точку зрения на проблему  современных церковно-государственных отношений в России.

Что касается моего видения церковно-государственных отношений, то в меру того строя и того общественного состояния, в котором сейчас находится наша страна и наш народ, они предстают не такими уж и плохими. Мы помним ситуацию гонений, мы помним ситуацию государственного прессинга в отношении Церкви. С точки зрения 60-х, 70-х, первой половины 80-х годов можно назвать эти отношения идеальными. Существует взаимоподдержка, государство в известной мере помогает Церкви, частично пытается ликвидировать последствия 70 лет гонений на Церковь, в настоящее время поставлен вопрос о реституции церковных ценностей. Но, учитывая, что сейчас наше общество и наш народ глубоко больны, а Церковь в известном смысле часть общества, то я бы поберегся назвать церковно-государственные отношения в принципе идеальными. Что в них настораживает?

Первое. На Церковь хотят свалить наиболее запущенные части социального сектора, а именно: тюремное служение, работу с бездомными, окормление больниц. Но при этом Церковь очень неохотно пускают в армию; несмотря на договоренности о введении армейского духовенства, они саботируются, они с трудом проводятся в жизнь, и саботаж идет, прежде всего, со стороны государства, со стороны чиновничества.

Далее, совершенно безобразной является ситуация со школой, когда вместо Основ православной культуры нам предлагают религиоведение, причем, весьма сомнительного качества. Настораживает и следующее: государство предпочитает откупаться от Церкви а не способствовать реальной христианизации и воцерковлению нашего общества. Это весьма и весьма тревожит. И печально, что временами такое положение не только принимается, но и считается нормальным со стороны представителей Церкви. Это не может не тревожить. Как сказано в одном из духовных стихов: «Мне не дороги ваши дары, а Мне дороги ваши души». И не в финансах, не в богатстве, не в ценностях сила Церкви, а в ее заботе о живом человеке, о живой человеческой душе. А вот зачастую подобная забота, душепопечение, к сожалению, очень часто встречают жесткий отпор и со стороны ряда чиновников и, в особенности, со стороны средств массовой информации, в том числе и государственных, либо находящихся под государственным контролем.

Теперь, что касается модели. Современная модель все более начинает напоминать католическую модель, когда Церковь представляется в международной корпорации публичного права, которая заключает с государством известные договоренности. На наш взгляд, подобное положение вещей принято быть не может, потому что Церковь не может быть корпорацией публичного права, потому что основа Церкви все-таки это не клир, хотя это ее важная составная часть, основа Церкви - это народ Божий, и Церковь неотделима от общества. Она не может себя из общества корпоративно выделять. Отношения между государством и Церковью должны строиться в идеале на основе симфонии, когда у Церкви и государства разные природы, могут быть разные задачи, но общая единая цель - благо граждан нашей Родины, а для Церкви и спасение. И здесь необходимо налаживать отношения нераздельно и неслиянно.

Следует отметить, что нынешний Круглый стол, который должен пройти 21-го числа, связан с православно-католическим диалогом на Родосе, который проходит сейчас, в эти же числа (21-22), и, на мой взгляд, это делает его в высшей степени актуальным. Так вот, мы не должны опускаться ни до католических образцов, а именно, конкордата, ни до протестантских, а именно, идеи некоей духовной корпорации. Наша Церковь должна быть тесно связана с государством, должен быть обозначен ее преимущественный статус, и в силу того, что она представляет явное большинство населения Российской Федерации, и в силу исторических заслуг. При этом прочие конфессии не должны обижаться.

Мне вспоминаются слова одного муфтия во время конференции на Кавказе в конце 90-х: «Нам нужна сильная и православная Россия». Именно в православном векторе общественно-политической жизни может и должен быть залог религиозного и национального согласия многочисленных народов России, самым многочисленным из которых все-таки является народ русский, который по преимуществу является носителем Православной веры. Православие - религия большинства, конечно же, православные не должны этим злоупотреблять, но они должны понимать и осознавать свою ответственность в связи с этим фактом, и ответственность, в том числе, за судьбу России.

Безусловно, подобные симфонические отношения должны выстраиваться, прежде всего, за счет воцерковления носителей власти, потому что без этого все начинания обречены на провал. Если в носителях государственной власти есть вера, воля и совесть, и если эти же начала действуют и в обществе, то тогда у нас наладятся подлинные церковно-государственные отношения. Если нет - то нет.

Теперь, что касается некоторых частностей, которые затронуты в статье о. Вячеслава Пушкарева. Я лично не совсем согласен с ним в том, что священники не должны получать от государства зарплату. В доходных городах и в доходных приходах это, конечно, не обязательно. На селе это обязательно, где приходы бездоходны и где они, тем не менее, должны быть. В таком случае священнику требуется твердая зарплата, либо от епархии, либо от государства, а, учитывая большие долги государства перед Церковью, было бы только справедливо, если бы государство платило зарплату сельским священникам. А поскольку Церковь ведет и большую образовательную политику, создает те же воскресные школы, те же православные институты и университеты, опять же было бы только справедливо, если бы государство поддерживало это и материально.

Было бы также справедливо, если бы церковные дипломы были приравнены к светским, и церковные ученые степени также были бы приравнены к светским. Необходимо избавиться от целого ряда остатков дискриминации Церкви и церковных людей, которые, к сожалению, идут от советского периода. В этом смысле, конечно, работа предстоит большая, и она должна быть направлена, прежде всего, на тот сектор, который имеет отношение не к материальным ценностям, а к духовным, и не к золотым куполам, а к живым людям.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Проповедь о.Андрея Ткачёва о «городе террористов, революционеров и убийц»
11.02.2025
«Славянское единство в меняющемся мире».
Научно-практическая конференция. Часть 3
08.02.2025
«Временами на его лице можно было увидеть свет»
Памяти отца Василия Ермакова
03.02.2025
«Веруем, что Крестом мы победим»
И ныне заправилы Запада пытаются фашистской тьмой окутать весь мир
27.01.2025
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Национальный Пресс - клуб
«Современная ситуация в Сирии»
Представляем видеозапись доклада Анатолия Степанова и его обсуждения на круглом столе
28.02.2013
Церковь или гражданское общество?
Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы «Церковно-государственные отношения и будущее России»
29.01.2013
Церковно-государственные отношения и будущее России
Материалы очередного Круглого стола Клуба национальной прессы
26.01.2013
Политические итоги 2012 года
В Москве прошел круглый стол Клуба национальной прессы
29.12.2012
Не допустить переориентацию политики государства на уничтожение родительства
Резолюция круглого стола Клуба национальной прессы
28.11.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Русский танкист
12.02.2025 19:05
Поставьте памятник Сталину на Поклонной горе...
Новый комментарий от Александр Т
12.02.2025 18:19
Оскорбление Санкт-Петербурга и петербуржцев
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.02.2025 17:58
Золотой рубль – шаг к созданию валюты стран БРИКС
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.02.2025 17:50
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.02.2025 17:04
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
12.02.2025 16:48
Сказки Пушкина
Новый комментарий от С. Югов
12.02.2025 16:40