Сегодня мы вспоминаем Великого Князя Киевского (с 1054 года с перерывами), старшего сына Ярослава Мудрого Изяслава Ярославича (ок. 1024-1078).
Изяслав родился в 1025 году в Новгороде, где в то время князем был его отец Ярослав Мудрый, а матерью его была жена Ярослава — Ирина (шведская принцесса Ингегерда), он был их вторым сыном после Владимира.
Получил от отца стол в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира, стал новгородским князем и по тогдашним династическим правилам, стал наследником Киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после кончины отца, стал великим князем киевским, а в Новгороде оставил князем своего сына Мстислава.
Бо́льшая часть княжения Изяслава характеризуется равным участием в государственном управлении великого князя и его младших братьев — черниговского князя Святослава и переяславского Всеволода. Братья вместе предприняли пересмотр «Русской правды» (приняв так называемую Правду Ярославичей), совместно принимали решения о замещении вакантных княжеских столов, а также учредили отдельные митрополии в своих княжествах. Историки называют эту систему триумвиратом Ярославичей. Вместе они приняли участие в походе на кочевников-торков. В 1055 году торки совершили набег на Переяславль, и были разбиты, но в этом столкновении Русь впервые столкнулась с половцами хана Болуша, подписав с ним мирный договор о границах, установивший около 50 км нейтральной полосы между Русью и Землей Половецкой. В 1057 году Русью была оказана Византии военная помощь в Армении против турок-сельджуков. В 1058 году Изяслав завоевал земли балтского племени голядь в бассейне реки Протва. Так же состоялся поход на торков в 1060 году и против Всеслава Чародея, князя Полоцкого в 1067 году.
В 1068 году Изяслав вместе с братьями потерпел поражение на р. Альте и был свергнут начавшимся в Киеве народным восстанием. Руководители восставших освободили из «поруба» (тюрьмы без дверей, выстроенной вокруг заключенного) арестованного ранее Изяславом князя Всеслава Полоцкого и возвели его на киевский престол. Изяслав бежал в Польшу, к своему племяннику князю Болеславу II, и, воспользовавшись помощью польских войск, в 1069 году вернулся, а впереди себя в Киев послал сына Мстислава, где тот учинил расправу над зачинщиками восстания, причем виновников изгнания Изяслава, перебил, либо ослепил.
Однако уже к 1073 году (а, всего вероятнее, и несколько раньше) «триумвират» Ярославичей распался; младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава, которому пришлось помириться со своим прежним оппонентом Всеславом Полоцким. В 1073 г. Святослав Черниговский захватил Киев, и Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. Изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и потребовал у него помощи в борьбе против братьев, вручив ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его. Изяслав отправил в 1075 году своего сына волынского князя Ярополка в Рим, где тот посетил папу Григория VII, будущего антагониста Генриха IV. Папа ограничился общими увещеваниями в адрес русских князей.
Конец скитаниям Изяслава положила внезапная кончина Святослава Ярославича 27 декабря 1076 года; ставший его единоличным преемником Всеволод примирился со старшим братом и вернул ему киевское княжение, а сам удалился в Чернигов (1077). Однако уже в следующем году началась новая междоусобная война. Против дядей — Изяслава и Всеволода — восстали их племянники, сын Святослава князь тмутараканский Олег Святославич, претендовавший на черниговский стол, и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатиной Ниве под Черниговом 3 октября 1078 года коалиция Ярославичей одержала победу, Олег бежал, а Борис был убит, однако ближе к концу сражения Изяслав также погиб (неприятельский всадник ударил его копьем в плечо). Битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава и Бориса упоминаются в «Слове о полку Игореве». Похоронен Изяслав Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.
Лев Александрович Тихомиров родился 19 января (ст.ст.) 1852 г. в Геленжике в семье военного врача. По окончании Александровской гимназии в Керчи поступил в 1870 г. на юридический факультет Московского университета, в 1871 г. перевелся на медицинский факультет. Увлекся революционными идеями, в 1871 г. вошел в народовольческий кружок «чайковцев», летом 1873 г. переехал в Петербург, где в ноябре 1873 г. был арестован и более 4 лет провел в Петропавловской крепости, в 1877 г. проходил по «процессу 193-х», отдан под административный надзор полиции с определением обязательного места проживания в Новороссийске. Перешел на нелегальное положение, после раскола «Земли и воли» вошел в состав террористической «Народной воли», стал членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». После убийства Императора Александра II направил Государю Александру III письмо от имени Исполнительного комитета «Народной воли» с угрозами. После разгрома партии в 1882 г. бежал за границу, в Париже вместе с П.Л.Лавровым редактировал «Вестник Народной воли».
В эмиграции во взглядах Тихомирова произошел перелом, он раскаялся в содеянном. В 1888 г. выпустил в Париже брошюру «Почему я перестал быть революционером?» и подал Александру III прошение с просьбой о помиловании. Тихомиров был прощен, вернувшись на родину, первым делом побывал на могиле убиенного народовольцами Царя. В 1890 г. он был освобожден из-под надзора полиции, поселился в Москве, занялся литературным трудом. Тихомиров стал штатным сотрудником крупнейшей консервативной газеты «Московские ведомости», сотрудничал в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». Опубликовал ряд работ по монархической идеологии, наиболее значимые из них: «Начала и концы. Либералы и террористы» (1890), «Социальные миражи современности» (1891), «Борьба века» (1895), «Знамение времени - носитель идеала» (1895), «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Рабочий вопрос и русские идеалы» (1902), «Запросы жизни и наше церковное управление» (1903) и др.
Но самой главной работой Тихомирова стал фундаментальный труд «Монархическая государственность» (1905). Он первый обстоятельно исследовал феномен Самодержавия и Русского Самодержавия в частности. Тихомиров утверждал, что выбор принципа верховной власти зависит от нравственно-психологического состояния нации, от тех идеалов, которые формируют мировоззрение нации. Если «в нации жив и силен некоторый всеобъемлющий идеал нравственности, всех во всем приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то появляется Монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действие силы физической (демократической), не требуется искание и истолкование этого идеала (аристократия), а нужно только наилучшее его выражение, к чему способнее всего отдельная личность как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний». За этот труд Тихомиров удостоился Высочайшей благодарности и памятной награды от Царя.
В смутное время 1905-07 гг. Тихомиров принимал участие в монархическом движении, выступал с докладами в Русском Монархическом Собрании, на 2-м Всероссийском монархическом съезде в Москве весной 1906 г. Поддерживал деятельность главы правительства П.А.Столыпина, по приглашению которого вошел в состав Совета министра внутренних дел как знаток рабочего вопроса. В 1909 г. после кончины редактора-издателя «Московских ведомостей» профессора А.С.Будиловича стал редактором газеты, пытался превратить ее в рупор здоровых консервативных идей. Редактировал газету до 1913 г., после чего отошел от публицистической деятельности и поселился в Сергиевом Посаде, где и умер. Здесь он вернулся к религиозно-философским исследованиям, работая в последние годы жизни над вторым фундаментальным трудом «Религиозно-философские основы истории», который был издан только в конце ХХ в. Скончался Л.А.Тихомиров в 1923 г. Сын Тихомирова получил духовное образование и стал епископом.
Сегодня Святая Церковь чтит память св. исповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, почетного председателя Ярославского отдела Союза Русского Народа, скончавшегося в 1928 г.
Он родился 27 сентября 1854 г. в Тульской губернии в семье протоиерея и в миру звался Александром Ларентьевичем. Образование получил в Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии. Постриг принял в 1885 г., в 1889 г. хиротонисан во епископа, в декабре 1913 г. назначен на Ярославскую кафедру. Здесь у владыки установились близкие отношения с лидером местного отдела СРН доктором И.Н.Кацауровым и его супругой, он пытался содействовать преодолению розни в монархическом движении, передал благословение Нижегородскому совещанию монархистов (ноябрь 1915 г.). В 1922 г. в связи с привлечением к суду Святейший Патриарх Тихон передал свои обязанности митрополиту Агафангелу, который сразу был арестован, в 1923-25 гг. находился в ссылке в Нарымском крае, в 1925-26 гг. снова в тюрьме.
Скончался митрополит Агафангел в Ярославле, погребен в храме святителя Леонтия Ростовского. Так случилось, что владыку похоронили только на седьмой день после кончины, но, по воспоминаниям очевидца, «никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием». Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.
Также сегодня мы вспоминаем: поэта и государственного деятеля Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837) и кинорежиссера Юрия Николаевича Озерова (1921-2001).
4 октября 1813 г. (ст. ст.) в ходе знаменитой Лейпцигской «битвы народов» совершил свой подвиг, прославивший героя на всю Россию, гренадер лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной.
К этому времени он был уже опытным солдатом. Среди сослуживцев Коренной пользовался большим уважением и авторитетом за силу, которой щедро наградил его Господь, смелость и неустрашимость в бою, редкий рост и добродушный характер. В гвардейском полку гренадера почтительно называли «дядя Коренной». Первого своего «Георгия» русский богатырь заслужил за проявленную в Бородинском сражении храбрость. В один из критических моментов боя для финляндцев потребовалось во что бы то ни стало удержать в течение нескольких часов до прихода помощи позицию на опушке леса. Тогда Коренной собрал вокруг себя пятерых однополчан и засел на лесной опушке сумев отстоять занятую позицию. Все шестеро получили самую желанную солдатскую награду - знак отличия Военного ордена.
А 4 октября 1813 г. в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом 3-й Коренному довелось совершить еще более славный подвиг. Когда батальон лейб-гвардии Финляндского полка был атакован значительно превосходящими силами противника и начал с боем отходить, часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде. Место боевой схватки у каменной стены оказалось тесным. Большинство солдат батальона быстро перебрались назад через стену. Но почти все офицеры были ранены в бою и не смогли преодолеть каменную преграду, к которой французы прижали остатки батальона. Тогда Леонтий Коренной помог перебраться через нее батальонному командиру и раненым офицерам, а сам с горсткой храбрецов остался прикрывать отступающих товарищей.
Вскоре он остался один и яростно отбивался штыком и прикладом от наседавших врагов. Бесстрашный гвардеец получил уже несколько штыковых ран, его мундир был весь в крови. Прижавшись к стене, Коренной не только парировал удары, но и наносил их сам. Когда сломался штык, солдат взял ружье за дуло и стал отбиваться прикладом.
Французы, удивляясь храбрости русского, кричали ему, чтобы он сдавался. Но тот и не думал бросать оружие. Схватка продолжалась. Когда все-таки русский богатырь, получив 18 штыковых ран был повержен, французские солдаты стоявшие над павшим героем из уважения к храбрецу не решились добить его.
Напротив, недавние враги уложили его на носилки и доставили на перевязочный пункт. Посетивший раненных император Наполеон, прознав о подвиге Коренного был поражен. И на другой день имя русского гвардейца попало в приказ по французской армии, изданный за подписью Наполеона. В нем Коренной назывался героем и образцом для подражания и примером французским солдатам. А после того, как солдат смог стать на ноги, опять же по личному приказу Наполеона, он был отпущен из плена.
Леонтий Коренной предстал перед сослуживцами с забинтованной головой, подвязанной к шее левой рукой. Еле передвигал израненные ноги. Гвардеец, однако, под восторженные крики товарищей браво доложил ротному командиру: «Вашвсокбродь, честь имею явиться: из плена прибыл. Отпущен был по приказу самого Бонапарта…»
За проявленное мужество Коренной был произведен в подпрапорщики и стал знаменосцем полка. Ему также была пожалована особая серебряная медаль на шею с надписью «За любовь к Отечеству».
Позже о герое Леонтии Коренном была сложена песня, которая вошла в славную историю лейб-гвардии пехотного Финляндского полка. А в 1903 г., когда лейб-гвардии Финляндский полк праздновал столетний юбилей, офицеры полка отметили его установкой бронзового памятника Коренному, который и был представлен при входе в парадное здание офицерского собрания. И все офицеры, вплоть до самой революции, входя в собрание, снимали перед ним фуражки и отдавали солдату честь… Большевики, придя к власти, этот памятник уничтожили, т.к. геройский подвиг отважного русского солдата-богатыря никак не отражал «вопросы классовой борьбы пролетариата»…
Завтра мы вспоминаем выдающегося русского ученого и писателя Андрея Тимофеевича Болотова, скончавшегося 4 октября 1833 года.
Он родился 7 октября 1738 года в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне. В 1762 г. в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. Болотову принадлежит множество открытий мирового значения, среди которых обоснование выгонной системы земледелия. Научные разработки в этой области позволили ему заложить основы учения о системах земледелия, дать практические рекомендации по организации и землеустройству территории, а также по введению многопольных севооборотов. Ученый также составил первое русское ботаническое руководство по морфологии и систематике растений.
В 1779-97 г. Болотов управлял имениями дворцового ведомства Тульской и Московской губерний, был постоянным корреспондентом Вольного экономического общества и сотрудником «Трудов» этого общества, где печатал статьи по агрономии, ботанике, по организации помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Издавал журнал «Сельский житель» и «Экономический магазин».
Болотов был решительным противником модного в к. XVIII - н. XIX вв. масонства, справедливо рассматривая его как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного «братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Все, что вы ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко вступлению в масонский орден и в другие секты и общества», но не вступать в них, отмечал далее Болотов, «обязует нас… наш христианский закон», исполнять который «обязует нас христианская вера». Из огромного литературного наследия ученого наибольшую ценность представляют автобиографические записки, содержащие материалы о Русской армии, быте дворян и помещичьем хозяйстве, дворцовом перевороте 1762 г., восстании Е.Пугачева.
Завтра также день памяти одного из основоположников русской психиатрии, идеолога русского национализма профессора Павла Ивановича Ковалевского.
Завтра мы также вспоминаем: историка и общественного деятеля Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855); историка, автора «Истории России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879); юриста, публициста и общественного деятеля Сергея Андреевича Муромцева (1850-1910); художницу Наталию Сергеевну Гончарову (1881-1962); кавалера Георгиевских Крестов 1-4 ст., командарма 1-й Конной, Маршала Советского Союза, трижды Героя Советского Союза Семена Михайловича Буденного (1883-1973); генерала армии, Героя Советского Союза (1939 г., за Халкин-Гол) Ивана Ивановича Федюнинского (1900-1977); специалиста в области процессов автоматического управления, академика (с 1970 г.) Авенира Аркадьевича Воронова (1910 – 1992).