Если смотреть с исторической точки зрения, то надо также вспомнить, что Советский Союз в своё время активно поддерживал создание независимого Кипра, у СССР были очень тесные отношения с первым президентом республики Кипр, архиепископом Макариусом. Но, к сожалению, эти отношения очень не нравились США и Великобритании, провоцировавшим межобщинные столкновения на Кипре, которые закончились разделением острова в 1974 году на греческую и турецкую часть.
Сейчас ни Россия, ни какая другая страна не могут активно содействовать объединению острова, хотя фактически и греческая и турецкая общины к этому уже готовы. Но существует масса препятствий. В первую очередь объединению мешает отсутствие точек соприкосновения между предлагаемыми вариантами. Греческая часть согласна объединяться только при признании турок меньшинством, а турки согласны на объединение только при признании равенства обеих общин - турецкой и греческой. Пока этот вопрос не будет решен, объединения не произойдет. Поэтому многочисленные проекты под эгидой ООН или НАТО обречены на провал.
На мой взгляд, очень интересной и актуальной для современной политики является проблема отношений между Россией, Турцией и непризнанной республикой Северного Кипра. Это связано с тем, что у России фактически есть свой «северный Кипр» - республики Абхазия и Южная Осетия. Фактически они находятся в том же статусе, что и республика Северного Кипра. И вот тут необходимы консультации между Россией и Турцией, если не о признании Стамбулом этих республик (об этом говорить может быть ещё рано), то по поводу вхождения их в мировое сообщество.
Кипр же в этом преуспел. Например, когда турецкие граждане проголосовали за план ООН по объединению Кипра, то те турки, которые родились до 1974 года на территории единого Кипра, получили гражданство и могут безвизово въезжать на территорию Южного Кипра и перемещаться свободно по всему Евросоюзу. Фактически они граждане ЕС, хотя на самом деле их статус не определен. Такие шаги нужно предпринимать и российским властям в отношении Абхазии и Южной Осетии.
Ещё один важный момент: к сожалению, сейчас на северной части Кипра к власти пришло националистическое правительство, которое было поддержано не столько турками-киприотами, которые проживали там изначально, сколько приезжими турками, которые стали заселять эту часть острова после 1974 года. Они выступают против объединения острова, за сохранение статус-кво. Бывший президент, который был настроен на решение проблемы в рамках ЕС, выборы проиграл, поэтому решение проблемы откладывается на неопределенный срок.
Однако, можно сказать, что кипрский конфликт является самым бескровным из известных «замороженных» конфликтов. Например, в Кашмире ежедневно гибнут люди, в Косово очень неспокойно, даже в Приднестровье и в Нагорном Карабахе ситуация более серьезная. Между греками-киприотами и турками-киприотами сейчас лед растаял, они ездят друг к другу в гости, я сам бывал на турецкой части Кипра. Греки посещают монастыри, церкви, которые там остались, места, где они родились и выросли. Я не видел какой-то вражды между общинами.
Многие говорят о том, что люди устали воевать друг с другом, и, действительно, причинами столкновений были не личные желания общин, а провоцирование их внешними силами. В частности, это США, которые поддержали режим «черных полковников». Именно они желали присоединения Кипра к Греции, которая является членом НАТО. В случае такого присоединения на Кипре возможно было бы построить военные базы, чтобы затем угрожать дружественным СССР режимам, например, в Дамаске. Однако этого не произошло, случилось как раз обратное, а именно, разделение острова.
Сейчас же политическая ситуация совершенно другая. Внутри общин условия для объединения есть, но, тем не менее, существует несколько нерешенных проблем. Как я уже сказал, это статус турецкой общины и второе, вопрос об имуществе. Греки, которые после 1974 года потеряли свои дома, разумеется, жаждут их возвращения. А там уже живут турецкие семьи, причем многие из них переехали из Турции после 1974 года. Кроме того, большое количество недвижимости уничтожено, на её месте построены новые дома, которые проданы, в том числе и иностранцам. Все это сложные проблемы, но ,как мне говорил экс-президент Али Талат, главная проблема - это проблема статуса. Имущественная же проблема, какой бы сложной она не казалась, вполне решаема.
Александр Сотниченко, ведущий аналитик Санкт-Петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ специально для «Русской народной линии»