Этот документ обращён к детям, предназначен для заполнения ими самими, хотя и с помощью взрослых, состоит из 43 обширных пунктов, по объёму больше похожих на разделы, и при условии его заполнения обещает превратиться в увесистый талмуд с перечислением всесторонних сведений о ребенке и его семье.
В первую очередь школьник должен заполнить свои подробные персональные данные, включая адрес прописки и фактического проживания, округ, префектуру, телефон, e-mail, а затем указать сведения о своей семье. Среди них ребенок должен перечислить персональные данные на всех лиц, проживающих с ним в одном помещении, их образования, специальности, занимаемые должности с указанием всех служебных, мобильных и домашних телефонов. Он должен также указать, полная ли у него семья и дать характеристику обстановки в доме: благополучная или конфликтная. Среди обилия заболеваний, передающихся по наследству, чиновников интересует только, есть ли в квартире члены семьи с ограниченными двигательными способностями или тяжело больные. Ребенка просят указать вредные привычки своих родителей и других членов семьи, как впрочем, и свои. От него также требуется дать подробную характеристику занимаемого жилого помещения с приложением фотографии или плана. Исследуется сфера интересов учащегося, круг общения и другие сведения о его личной жизни, а также ежедневный рацион питания в сравнении с предлагаемым эталоном (самоконтроль питания в баллах). Ребенок также должен перечислить поминутно все основные действия, которые он совершает в течение своего стандартного учебного и выходного дня и т.п.
Спрашивается: какое отношение все эти вопросы имеют к сведениям о здоровье школьника? Никакое или весьма отдалённое. Зачем же выпытывать у ребенка столь детальные подробности о нём самом и о его семье? Ответ напрашивается сам собой: именно такие сведения, служащие основанием для изъятия детей (бедность, стеснённые жилищные условия, отсутствие работы, тяжёлые заболевания, вредные привычки родителей и т.п.), интересуют систему ювенальных органов, которыми на сегодня являются Комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства. Именно они стремятся заглянуть в наши дома с проверками, опросить наших детей втайне от родителей о нарушении их прав и т.п. Но поскольку это запрещено законом, то самой большой проблемой на сегодняшний день для этих органов является узнать, что же делается под крышами наших домов. Врачи и милиционеры, побывавшие в квартирах, конечно, приносят свои результаты, но через такой масштабный проект, как паспорт здоровья школьника, можно будет получить всю интересующую информацию на все семьи, да ещё под благовидным предлогом заботы о здоровье подрастающего поколения. Не случайно этот проект запущен и продвигается лоббистами ювенальной системы и разработан в организации с ювенальным названием ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», а в конце паспорта указаны детские телефоны доверия.
Следует обратить внимание на то, что в данном паспорте большой объём занимает карта индивидуального психологического развития школьника, в которой указываются сведения о личности, индивидуальных качествах ребенка, его развитии, психологических установках, мотивации поведения и т.п. Дать оценку многочисленным психологическим показателям, перечисленным в этой части паспорта, невозможно без специального исследования ребенка (тестирования). В паспорте об этом тоже говорится. Тестирование и психолого-педагогические выводы должен сделать школьный психолог. Известно, что школьные психологи в настоящее время выполняют функции детских омбудсменов. Такое управленческое решение было принято, видимо для того, чтобы не вызывать протесты общественности и не привлекать лишнего внимания к их деятельности. Содержание тестов не раскрывается, но поставленные цели тестирования (оценка личности, межличностные отношения, агрессивность, социометрический статус, социально-психологическая самоаттестация группы принадлежности по ситуационному признаку и т.п.) предполагают широкий опрос в сфере социального благополучия и отношений в семье. По результатам этих тестов можно сделать выводы о ситуации, в которой ребенок находится. Такой метод широко используется зарубежными ювенальными системами. К примеру, во Франции единственного неудачного теста достаточно для изъятия ребенка из семьи и предъявления родителям соответствующего обвинения.
Примечательно, что среди огромного количества биометрических медицинских данных (росте, массе тела, индексе массы тела, резусе - факторе, артериальном давлении, жизненной ёмкости лёгких, силы кистей рук, пульсе и множества других критериев) ребенок должен оценить и своё половое развитие. Это предлагается сделать по указанной в паспорте схеме различной для мальчиков и для девочек. Показатели, по которым дети должны произвести эти расчёты, не расшифрованы, но указаны годы: с 10 до 17 лет. Это говорит о том, что планируется производить обязательные гинекологические осмотры школьников с 10-летнего возраста. Иначе невозможно будет заполнить тест. Между тем, по утверждению психологов, ранние гинекологические осмотры, оставляющие глубокое впечатление на детской психике, могут спровоцировать преждевременное растормаживание половой сферы и возникновение связанных с этим отклонений в поведении детей. Предпринимавшиеся ранее попытки проведения таких осмотров в детских образовательных учреждениях вызывали специфические неадекватные реакции детей, что порождало тревогу и недовольство родителей, жалобы в правоохранительные органы.
Сама по себе идея, чтобы ребенок, начиная с шестилетнего возраста, подробнейшим образом перечислял по датам все перенесенные заболевания, стационарные обследования с указанием диагнозов, оперативные медицинские вмешательства, все стоматологические процедуры, которые были проведены, оценивал группу своего здоровья, его проблемность, зрение, слух, осанку и т.п. вызывает недоумение. Этот огромный труд, который даже взрослый не в состоянии выполнить без специальных знаний и не имея перед глазами медицинской карты, возлагается на плечи ребенка, а, главное, на его неокрепшую психику. Ведь среди вопросов, на которые должен ответить тот же первоклассник, совершенно бесцеремонно задаются такие, как: есть ли у тебя энурез, припадки, отставание в росте, ограничения физической активности, проблемы с кишечником, мышцами, зрением, глухота, речевые проблемы и т.п. Паспорт буквально испещрён некорректными вопросами о физических недостатках детей, способными породить комплекс неполноценности и зацикленность на своём здоровье.
Для ребенка также открыты данные паспорта с оценками его физического и психического развития, вплоть до указания душевных характеристик (психастеничность, шизоидность, эпилептоидность, истероидность и т.д.) и индивидуальных межличностных особенностей, определяемых родителями и учителями в баллах. Знакомство с ними может доставить ребенку душевную травму и оставить негативный след на всю жизнь.
Всё это вопиющим образом нарушает права граждан.
Конституция РФ в статье 23 провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии со статьёй 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральный закон «О персональных данных» в статье 9 установил, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и даёт согласие на их обработку своей волей и в своём интересе, за исключением случаев, если это установлено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральных законов, обязывающих граждан предоставлять сведения о своей частной жизни, здоровье или частной жизни членов своей семьи, на сегодняшний день не принято.
Более того, часть 1 статьи 11 Федерального закона «О персональных данных» прямо запрещает обработку персональных данных, касающихся состояния здоровья граждан.
Аналогично данный вопрос решается и в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, статья 61 которого относит информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, к врачебной тайне и гарантирует гражданину конфиденциальность передаваемых им сведений.
Передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам для использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях допускается только с согласия гражданина или его законного представителя.
Согласно статье 64 Семейного кодекса РФ законными представителями несовершеннолетних являются их родители. Это означает, что сведения о состоянии здоровья ребенка могут быть помещены в паспорт здоровья школьника, только с согласия его родителей.
Таким образом, введение паспорта здоровья школьника как обязательного документа не основано на законе.
Согласно же статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа. Статья 28.4 КоАП РФ определяет, что дела об указанных административных правонарушениях возбуждаются прокурором.
Следовательно, граждане вправе отказаться от заполнения паспорта здоровья школьника, а также обратиться в Прокуратуру за защитой нарушенного права.
P.S. После обращения общественности в Прокуратуру Российской Федерации паспорт несколько похудел и введён пока не по всей территории России, как изначально планировалось, а в трёх её регионах: Москве, Татарстане и Новосибирске в качестве пилотного проекта.
Однако ни один пилотный проект не может противоречить Основному закону России. Ведь согласно статье 15 Конституции РФ она имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, а статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию правовым государством.
Ольга Леткова, руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, специально для «Русской народной линии»