Ранее анализ законопроекта провели эксперты комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры ОП. В подготовленном по ее итогам заключении говорится, что в законопроекте, который в первом чтении был принят Госдумой неделю назад, выявлен «ряд концептуальных проблем, ставящих под вопрос целесообразность принятия подобного законодательного акта»: «Законопроект противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией РФ и международными нормативными актами». Авторы выражают опасение за сохранность переданного имущества и заявляют, что принятие законопроекта «повлечет за собой невозможность доступа к объектам для граждан иных вероисповеданий». Большую озабоченность ОП вызывает и то, что «многие объекты культурного наследия не могут быть использованы при отправлении религиозных обрядов без нанесения им серьезного вреда». В связи с этим предлагается «ввести экспертизу состояния объекта, результат которой должен предопределять решение о возможности его передачи». Таким образом, предлагается отменить заявительный характер процедуры передачи государством того или иного религиозного имущества.
Однако, как выяснило издание, далеко не все члены ОП разделяют эту позицию. «Полагаем, что никакой серьезной "общественной экспертизы" в данном случае не проводилось, поскольку документ выражает интересы лишь определенного профессионального сообщества, желающего заблокировать передачу верующим культовых зданий и святынь», - говорится в заявлении группы членов палаты, несогласных с заключением. В нее, в частности, вошли председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, глава синодального информационного отдела Владимир Легойда, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве санжей-лама Андрей Бальжиров, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, первый зампред Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов, глава российских пятидесятников Сергей Ряховский, лидер православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко, литературный критик Валентин Курбатов, президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов, телеведущий Максим Шевченко.
«Общественную палату всегда отличала способность встать "над схваткой", максимально учесть позиции разных сторон. В ситуации с данным законопроектом с самого начала все пошло по-другому, - пояснил Владимир Легойда.- Мы обозначали свою точку зрения и во время проходившей в Общественной палате дискуссии, и после, когда появились первые черновики заключения. Однако наши пожелания остались практически не учтенными». «Мы инициируем отзыв заключения с голосования, будем добиваться дополнительного обсуждения этого документа на пленуме Общественной палаты», - добавил он. По мнению противников заключения, документ помимо всего противоречит действующему законодательству.
«Они (оппоненты) имеют полное право выступить против и инициировать дополнительное обсуждение, - прокомментировал "Коммирсанту" протест один из разработчиков заключения заместитель главы комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры ОП Сергей Абрамов. - Я не исключал, что будут недовольные, но в ОП существует плюрализм, поэтому я отношусь к этому спокойно». По словам Абрамова, несмотря на протесты, заключение в ближайшее время должно поступить в Госдуму. Как пояснили в ОП, перед тем, как заключение поступит в парламент, документ ставится на заочное голосование: он принимается или не принимается простым большинством голосов.
«Отзыв документа с голосования невозможен, - пояснил "сотрудник пресс-службы ОП Андрей Жвирблис. - А вот поднять вопрос об обсуждении заключения на заседании палаты вполне возможно». Он, впрочем, признал, что столь масштабных конфликтов в ОП еще не было: «Бывали столкновения точек зрения, например, по Химкинскому лесу, но чтобы было столкновение по заключению, я такого не припомню».
«Впервые произошел открытый раскол среди членов ОП. Мы стали свидетелями, когда одна часть членов палаты лоббирует интересы музейного сообщества, а другая - интересы религиозных организаций, - говорит директор Института религии и права Роман Лункин.- Пока непонятно, чем закончится конфликт. Скорее всего, заключение будет принято ОП, но в Госдуме оно не сыграет решающей роли, и это усугубит конфликт между музейщиками и Церковью».