![Основы православной культуры Основы православной культуры](/images/2007/9456.jpg)
В связи с этим призывом Предстоятеля Русской Церкви, издание попросило православных священнослужителей высказать свое мнение о том, как пастырям следует говорить с современной молодежью, выросшей в нерелигиозной среде, о вере.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, стремится в разговорах с молодыми людьми дать им возможность высказаться о том, что их волнует. «Конечно, не должно быть ни малейшего пренебрежения к возрасту. Нужно стараться говорить на их языке. Это не значит, что нужно опускаться до молодежного жаргона. А надо понять язык души, души, как правило, мятущейся, ищущей, не обладающей пока жизненным опытом», - сказал он.
«Все люди разные, и к каждому нужно найти особый подход. Поэтому важно знать, что именно беспокоит этого конкретного молодого человека. Причем чисто умозрительные разговоры без конкретного приложения к жизни именно этого человека мало что дадут», - предупредил священник.
«Молодежь не может сидеть без дела. Поэтому очень важно как можно скорее дать молодым людям возможность реализовать их способности. Они должны почувствовать, что они нужны, что они могут принести много пользы. И здесь открываются прекрасные перспективы в сфере социального служения, которое разворачивается сейчас во многих приходах», - заключил отец Олег.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что при общении с молодыми людьми в первую очередь необходимы искренность и доброжелательность. «Священнослужители и люди воцерковленные должны осознавать всю ответственность, которую возлагает на них Господь. Ведь кому много дано, с того и спросится больше. Не должно быть никакого богословского или интеллектуального превозношения. Важно, чтобы это был именно диалог, причем живой и равноправный», - сказал он.
«Поэтому важно достичь взаимопонимания. Нужно чувствовать своего собеседника. Нужно терпеливо и бережно объяснять какие-то сложные и непонятные вещи. Юный собеседник должен почувствовать к себе человечное отношение, заинтересованность и нелицемерную любовь», - заключил священник.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил, что подход всегда должен быть очень индивидуальным. «Сознавая разницу в уровне образования и культуры, нужно попытаться найти и что-то общее. Менторский тон здесь недопустим. Это должен быть равноправный диалог. А при встрече с юношеским максимализмом доверие и уважение еще нужно заслужить. Нужно знать, чем молодежь дышит, какую музыку слушает, какие фильмы смотрит», - сказал он.
«Конечно, максимально адаптироваться и стать своим бывает очень сложно. Но это только первая ступенька. Очень осторожно и ненавязчиво нужно переходить с каких-то общих тем к более глубоким и собственно к благовестию о Христе. Если после такой беседы человек задумается о смысле жизни, о религиозных вопросах, о вере, цель миссионера достигнута. Дальше Господь поведет к новым встречам и разговорам, к новым переживаниям», - поделился своим опытом священник.
Cвященник Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, доцент кафедры социальной работы БелГУ, полагает, что проповедь, если она искренна, не сможет оставить равнодушным вновь пришедшего в храм. «Мне кажется, что случаи "прессинга" в отношении вновь пришедших в храм молодых людей все-таки нечасты. В основном священнослужители их встречают с доброжелательностью и лояльностью», - заметил он. «С молодежью надо разговаривать на понятном ей языке. Это миссионерская способность, которой обладают, к сожалению, не все клирики Церкви. Священнику надо также быть немного психологом. Но, безусловно, главное, чтобы молодые люди чувствовали и видели твою искреннюю веру не только на словах, но и на деле», - подчеркнул отец Олег.
«Сейчас в Москве вводится специальная приходская должность катехизатора. В большинстве случаев это будут специально подготовленные молодые люди, которые смогут донести до своих сверстников основы православного вероучения», - заключил священник.
Председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев) напомнил, что для успешной работы с молодежью на приходе надо в первую очередь обуздать неуемную активность местных прихожанок. «Говорить с молодежью надо от сердца, не витийствуя. Сердце проповедующего должно гореть пламенем веры так, чтобы он смог зажечь огонь любви к Богу в другом человеке. Слова должны быть простыми и доходчивыми. Как говорил приснопоминаемый отец Николай Гурьянов: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного"», - заметил отец Платон.
«Что же касается, "псевдомиссионерского" напора приходских активисток, с которым зачастую сталкивается в православном храме вновь пришедший молодой человек, то надо напоминать прихожанкам известные слова апостола Павла, запрещающие женщине проповедовать в храме. Священник должен пресекать любые их попытки третировать вновь пришедших, и наставлять их, что главная задача женщины в храме - молитва о своей семье и о своих грехах. Если у молодого человека есть вопросы о вере, всегда можно позвать священника или того человека, у которого есть благословение на ведение миссионерских бесед», - заключил иеромонах.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, призвал священников не бояться высказывать в проповеди свою личную позицию и брать за нее ответственность. «Зачастую священник, говорящий о Христе, стремится не акцентировать внимание на своей личности, оправдывая такую позицию тем, что он приводит человека не к себе, а ко Христу. Отчасти это верная позиция. Но мне кажется, что очень важно новоначальному чувствовать, что священник проповедует не только от имени Церкви, но и от своего имени, исходя из своего личного духовного опыта. Молодежь сейчас ценит только того, кто готов ответить лично за свои высказывания», - заметил он.
«Не нужно говорить много красивых, витиеватых слов. Наши священнослужители зачастую стремятся в согласии с учебниками по гомилетике перелагать для прихожан на современный язык целые святоотеческие тома. Но эффект от такой абстрактной, лишенной личной позиции проповеди бывает для новоначальных слушателей минимальный. Нужны конкретные, доходчивые и ответственные слова проповедника», - заключил отец Иоанн.