Прокомментировать эту идею издание попросило православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что России следует сохранить собственный взгляд на историю. «Создание такого учебника отражает процесс глобализации, в который оказалась втянутой и Россия. Насколько я понимаю, чтобы вписаться в этот новый единый мировой контекст, Россия будет вынуждена отказаться от ряда очень важных для нас позиций. Но это, на мой взгляд, неприемлемо», - сказал он.
«Так, одним из самых важных и светлых для России событий двадцатого века стала именно победа над Германией. Это одна из самых ценных и положительных эмоций за всю нашу историю. А нам, боюсь, захотят предложить несколько иной взгляд на это событие», - поделился своими опасениями священник. «Поэтому я без особого энтузиазма отношусь к идее создания совместного учебника истории», - заключил он.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский также опасается, что России сдаст свои геополитические позиции в процессе создания учебника.
«История - это всегда не только изложение фактов, но и их толкование. Даже сам отбор ключевых событий уже несет в себе интерпретацию. Поэтому история никогда не говорит только о прошлом, она так или иначе обращена к настоящему дню. И учебники пишутся не только для того только, чтобы мы знали события прошлого, но и чтобы понимали смысл происходящего сейчас и могли приготовиться к тому, что нас может ожидать завтра», - заметил священник. «Важно, какую цель будет преследовать создание такого германо-российского учебника истории. Было бы прискорбно, если бы в результате мы сдали свои геополитические позиции. С другой стороны, было бы полезно, если бы созданный труд смог положительно повлиять на общественное мнение о России на Западе», - заключил отец Максим.
Иерей Валерий Буланников, сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата, клирик храма свт. Николая в Отрадном, не видит надобности в совместном учебнике. «Мне кажется, что разумней было бы прежде чем создавать совместный учебник, опубликовать все документы по всем спорным моментам нашей совместной истории. Ученые-профессионалы с обеих сторон в первую очередь сами должны разобраться в этих спорных вопросах. И я считаю, что весьма полезен был бы всеобъемлющий сборник материалов и исследований по всем спорным пунктам. На основании такого сборника и можно было бы писать учебник», - предложил он. «Но я, честно говоря, особой надобности в создании совместного учебника не вижу. По-моему, все равно каждая сторона останется при своем мнении», - добавил священник.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, также считает, что особой необходимости в выпуске совместного учебника нет. «Вопрос здесь, собственно, не в самом совместном учебнике, а в том, насколько объективным он получится, сможет ли он отразить реальное положение вещей. Ничего плохого в идее такого совместного учебника, конечно, нет. Самое главное, чтобы он правдиво и объективно отражал нашу историю», - сказал он. «Если же в этом учебнике ради укрепления российско-германской дружбы будут сглаживаться или замалчиваться какие-то острые моменты, то он станет попросту неинтересным и бесполезным», - пояснил священник.
Диакон Вадим Лебедев, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Покровском, полагает, что работа над германо-российским учебником истории должна сблизить оба государства. «Мне кажется, что идея создания такого учебника сама по себе неплохая. Было бы хорошо, если бы к работе над ним были привлечены серьезные специалисты, которые смогли бы непредвзято подойти к решению этой проблемы», - заметил он.
«Сложности, конечно, должны возникнуть и здесь причина не только в разнице исторических школ. В российской историографии, как и в немецкой, есть свои «белые пятна» в видении Второй мировой войны: мы зачастую забываем, что немецкий народ тоже пострадал от национал-социализма», - сказал диакон.
«Мне кажется, что даже если с задачей, поставленной двумя президентами, не удастся справиться, все равно сам процесс совместной работы должен послужить сближению наших народов», - подытожил отец Вадим.