«Мысль совершить поездку по "Музыкальному кольцу России" возникла из сугубо практической бытовой задачи. Мы с семьей решили провести небольшой отпуск (6 дней) вместе. Сын учится в экономическом институте, дочь в музыкальной школе, и захотелось совместить церковные святыни, культурную память и нашу историю так, чтобы было познавательно, интересно и с элементом отдыха. И в результате возникла идея проехать по усадьбам наших великих композиторов», - рассказал в интервью «Русской народной линии» о недавно осуществленной им идее настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.
«Я провел исследовательскую работу, и оказалось, что маршрут выстраивается в законченное кольцо по средней части России. Начали поездку с Тихвина, где находится музей Римского-Корсакова, продолжили через Боровичи, где было имение Анатолия Константиновича Лядова, здесь же и скончавшегося. Далее поехали в Новгород, на родину Сергея Васильевича Рахманинова, о чем новгородцы вспомнили в прошлом году, установив у стен Кремля памятник композитору. Потом маршрут продолжился на Псковщину, где недалеко от Великих Лук находится музей-заповедник Модеста Петровича Мусоргского. Далее путь шел на Смоленщину, родину великого Михаила Ивановича Глинки. Были ещё варианты, но время более не позволило "растекаться мыслью по древу". Хотелось ещё заехать в Курск к Свиридову, в Тульскую землю к Даргомыжскому, в Москву к Скрябину, но пришлось маршрут сократить, и мы направились сразу в Клин к Чайковскому. Там же возле Клина находятся остатки усадьбы композитора и музыкального педагога Сергея Ивановича Танеева», - рассказал священник.
«За семь дней нам удалось проехать шесть музыкальных мест России, - продолжил свой рассказ отец Геннадий. - Вернувшись в Петербург, я сам нахожусь под глубоким впечатлением от поездки. Во-первых, потому что в пути у нас практически не пропадала ни одна минута времени. В переездах мы включали диск с произведениями того композитора, в гости к которому отправлялись. Музыкальное кольцо было именно музыкальным, ибо каждый момент мы находились в слушании музыки, и могу сказать, что никогда в жизни я ее столько не слушал, хотя всегда любил русскую классическую музыку. А тут за неделю так ею проникся, что понял, без неё невозможно жить, это составляющий элемент души русского человека. Ничто так тонко не передает чувствования человека, как музыка. Ни одна музыкальная форма не обладает таким богатством как симфоническая музыка, мы буквально дышали ею, а когда приезжали в ту или иную усадьбу, она становилась конкретной, мы видели места, где создавались эти произведения, слушали рассказы о жизни и творчестве композиторов. По крайней мере, дочь Лиза, которая уже 8 лет занимается музыкой, серьезно участвует в фестивалях и конкурсах, исполняет сложные вещи, сказала, что раньше, когда она слушала произведения этих композиторов, то это была для нее просто музыка, а сейчас она видит перед собой лица авторов и места, где они жили. Поэтому у нас даже возникла мысль предложить этот маршрут учащимся музыкальной школы, так как он достаточно насыщенный и в то же время компактный. Уверен, что наряду с Золотым кольцом России можно говорить и о создании Музыкального кольца России, а также Литературного кольца, ведь средняя полоса дала столько великих литераторов, это и Лесков, и Бунин, и Тургенев».
«Слава Богу, что эти усадьбы сохранились, я увидел, что они держатся на плечах и трудами энтузиастов. Самое богатое впечатление произвела усадьба Глинки на Смоленщине, своим масштабом, ухоженностью, отношением сотрудников к посетителям, красотой этого места. Создаваться этот музей начал в 1950-е годы, когда это место посетил певец Иван Козловский. Тогда усадьба была вся заросшая, вокруг были свалки, рядом коров пасли… Усадьба была заброшена, так же как и храм. Козловский тогда зашел в храм (там в то время был склад сена) и запел какую-то арию Глинки, но не выдержал, и упал в храме на колени. Он приложил немало сил, поднял вопрос о восстановлении усадьбы в Москве на высшем уровне. Безусловно, нужно помянуть этого певца - подвижника, который много способствовал созданию этого музея. Работа в этих музеях содержит элемент культурного подвижничества, они все находятся в глубинке, там не хватает кадров. Огромная благодарность людям, которые хранят всё это, живут там, знакомят гостей, проводят экскурсии. Я для себя сделал много открытий, например, меня поразило, что Глинка черпал вдохновение в особой комнате, которая называлась «Птичьей». Он выделил комнату в доме специально для певчих птиц, окна и двери были затянуты сеточкой, а внутри всё устроено как в саду, там жили соловьи, щеглы и другие певчие птицы. Когда Глинка уставал или ему нужен был творческий импульс, он уходил туда и предавался слушанию этих природных исполнителей. Побывав в этой комнате, слушаешь его произведения «Жаворонок» или «Соловей» совершенно с другим чувством. Понимаешь, что они родились из непосредственного восприятия этих певцов русской природы», - рассказал отец Геннадий.
«В каждом музее мы находили какую-то свою изюминку, слава Богу, почти всюду сохранились мемориальные рояли. Но были и огорчительные вещи, - поделился священник. - Вот Сергей Рахманинов, гений мировой музыки, такие имена можно по пальцам перечесть. Наряду с Чайковским это самый исполняемый русский композитор на мировых сценах. Мы попытались найти место усадьбы, где он жил. А там даже тропинки нет. Это менее 30 верст от Новгорода имение Онег на берегу Волхова. Сейчас это просто непроходимый лес, сохранилась аллея, колодец, но больше мы ничего не смогли найти. Горько стало, что в Новгороде установлен памятник композитору, а место его рождения никак не отмечено. То же самое касается и Мусоргского. С одной стороны есть усадьба его матери, но место рождения также не отмечено, стела когда-то была, но уже разрушена. Понятно, что на одном энтузиазме работников всё это дело не должно держаться. Здесь нужна поддержка чиновников от культуры, но закрадывается подозрение, что чиновники сами не посещают эти места и их история зависит только от юбилейных дат».
«В целом, возможно, стоит подумать о создании такого маршрута, как Музыкальное кольцо России, открывающего ещё один лик, даже ипостась России музыкальной, России звучащей. Эти музеи достойны высокого определения как культурные святыни нашего Отечества. Потому что как без святых людей нам невозможно жить, так и без гениев невозможно в полноте ощутить наше национальное бытие. Ещё можно подумать о посещении полей Русских Побед. Это Куликово, Бородинское, Прохоровка, заехать на Украину под Полтаву. А есть и менее известные места, например на Новгородчине место Шелонской битвы. Надо проехать по такому маршруту, и тогда поймешь, сколько пролито русской крови за то, что ты живешь на своей земле. Тогда действительно сформируется менталитет, что побед в нашей истории было гораздо больше чем поражений. Такое Кольцо русских побед было бы открытием победоносной России. Поэтому хватит нам ездить за границу, давайте открывать нашу великую Россию. Нам есть что открывать и хранить.
Бытовые вопросы решаются достаточно просто, всюду можно найти полноценный ночлег, любители могут останавливаться в своих палатках на берегах рек и озер. Такая поездка совмещает в себе познавательный процесс, духовный труд и летний отдых. Рекомендую нашим соотечественникам именно такое проведение летнего отпуска», - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
С подробным отчетом о поездке отца Геннадия по «Музыкальному кольцу России», а также ознакомиться с фотографиями, сделанными пастырем в мемориальных местах, можно на странице священника в «Живом журнале».