Как уже сообщала РНЛ, нижняя палата французского парламента одобрила запрет на ношение паранджи в общественных местах. Как неоднократно заявлял президент Франции Николя Саркози, паранджа противоречит ценностям французов и их представлению о достоинстве женщин. Против закона выступили французские социалисты, которые считают такого рода запреты дискриминацией, отмечает Regions.Ru.
В апреле за полный запрет на ношение в общественных местах паранджи проголосовала нижняя палата бельгийского парламента, а в мае вице-президент Европарламента Сильвана Кош-Мерин призвала ввести полный запрет на ношение паранджи на всей территории Евросоюза.
Отмечены в Европе и попытки запретить любую религиозную атрибутику. 15 марта 2004 года во Франции был принят закон, запрещающий ношение в государственных средних школах религиозной одежды и символов, в том числе мусульманских головных платков, иудейских кип, индуистских тюрбанов и христианских крестов большого размера. 13 июля 2010 года административный совет бельгийского города Шарлеруа ввел запрет на ношение в муниципальных школах не только религиозных, но и политических, философских и религиозных атрибутов.
Между тем Франция выступает и против принуждения женщины к ношению религиозной одежды. По мнению законодателей, такое принуждение является новой формой рабства и должно караться штрафами от 15 до 19 тыс. евро или годом лишения свободы.
Эта проблема актуальна и для России. Если СССР был первой страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами права, то сейчас в ряде регионов российского Северного Кавказа ультраконсервативный салафизм теснит более либеральную и веротерпимую версию ислама. Об этой проблеме говорилось даже на проведенном в мае Президентом Дмитрием Медведевым заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества. Одним из зримых свидетельств радикализации религиозной и общественной жизни региона становится "переодевание" женщин Северного Кавказа в нетрадиционную для местной культуры арабскую одежду. СМИ сообщают об отмеченных в Чеченской Республике случаях обстрела из пейнтбольных ружей женщин, появляющихся на улицах без платка на голове.
Есть все основания полагать, что процессы религиозной радикализации представляют угрозу для национальной безопасности нашей многоконфессиональной и многонациональной страны. «Разумно ли ограничивать право человека на демонстрацию своей религиозной принадлежности? Не следует ли вместо этого ужесточить законодательство за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что судить о разумности и справедливости подобных запретов во Франции лучше самим французам. «У нас, слава Богу, такой проблемы нет. По крайней мере, по Москве в парандже и так никто не ходит. Но так же, как и в Западной Европе, у нас могут возникнуть похожие ситуации, как это нередко происходит при столкновении различных культурных традиций», - сказал священник. «Подходить к решению подобного рода проблем следует очень осторожно. Опрометчивость здесь может привести к непредсказуемым последствиям», - подчеркнул он.
Абсурдным считает решение нижней палаты французского парламента запретить носить паранджу в общественных местах председатель молодежного отдела Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев). «Это не закон, а глупость! Единственный случай, в котором следовало было бы обходиться без паранджи, так это при фотографировании на паспорт. Здесь у мусульманок, безусловно, должно быть открытым лицо, а также непокрыта голова», - сказал он. По словам священника, «запрещать носить паранджу мусульманам все равно, что запрещать монаху, монахине или батюшке находиться в общественных местах в традиционном для вероисповедания одеянии или штрафовать их за ношение рясы!». «Может мне не нравится, в каком костюме ходит Николя Саркози, может я хочу видеть его в футболке», - добавил он. Отец Платон не видит необходимость и в ужесточении законодательства за принуждение к ношению религиозной и национальной одежды. «Не думаю, что в таком законе есть необходимость», - сказал он.
Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, полагает: что годится для Франции, негоже для России. «Французские парламентарии посягнули на самое святое, что есть у человека – свободу личности, дарованную нам от Бога. Внешнее проявление религиозности – это одна из сторон такой свободы. И непонятно, как можно в угоду тем людям, которые не верят в Бога, посягать на свободу тех, кто верует. И здесь, действительно, мы имеем дело с толерантностью, доведенной до абсурда», - заметил иеродиакон.
«Мне кажется, что такого рода проблемы требуют серьезного общественного обсуждения. Мы сейчас о многих проблемах рассуждаем по телевидению, но все эти разговоры, как правило, носят шоуобразный характер с «желтым» душком. А необходимо вдумчивое конструктивное обсуждение на тему роли религии в жизни государства, дабы выработать определенную концептуальную позицию, которой следовало бы в дальнейшем придерживаться нашим политикам», - подчеркнул он.