![Игумен Серапион (Митько) Игумен Серапион (Митько)](/images/2010/17924.jpg)
«Освящение квартиры изначально совершалось как благословение строительства нового дома, затем - благословение входа в этот дом. То же самое относится к освящению других вещей. Освящая машину, человек не просто создает некое новое качество этой машины, но своим актом он констатирует то, что посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению», - отметил священник.
По словам отца Серапиона, «освящение вещей свидетельствует о стремлении наших братьев и сестер хотя бы через это, через обыденность своего существования, соотнестись с Творцом». Поэтому, подчеркнул миссионер, людей, обращающихся к православному священнику с просьбой об освящении той или иной вещи, необходимо просвещать. «В нынешней ситуации каждое исполнение требы должно стать миссионерским поводом. Зачастую человеку трудно прийти в храм. Его внутреннего импульса хватает лишь для того, чтобы обусловить свою встречу со священником потребностью в какой-то требе. Но чаще всего за таким желанием стоит стремление найти Христа. Поэтому священник, которого приглашают для освящения вещей, должен использовать это как возможность для катехизации, для того, чтобы приходящих к нему приводить ко Христу, включать их в единое Тело Христово», - сказал он.
«Главное приготовление к освящению той или иной вещи заключается в осознании значения этого действия. Человек должен понимать, что Церковь не занимается магией, что никакое священнодействие не совершается автономно от человека, его принимающего. Нельзя отпустить грехи человеку, который не хочет каяться. Нельзя причаститься во спасение человеку, который не принимает Причастие как Тело Христово», - подчеркнул отец Серапион.
Поэтому, продолжил он, «приглашая священника для освящения машины и квартиры, человек должен подумать о том, что изменится в его жизни в связи с этим событием, что он должен изменить в себе после того как вещь, принадлежащая ему, станет освященной, а он сам, быть может, находится еще только на пороге освящения». «Человек должен стремиться переступить тот порог, который отделяет его пребывание в обыденном мире от сакральной сферы Церкви. Многие не знают, как прийти в Церковь. Многим трудно подойти к священнику. Для них этот акт встречи может быть часто первым важнейшим событием в жизни, за которым последует самая важная встреча - встреча со Христом», - пояснил он.
«Что же касается практической части, то, когда вы приглашаете священника освящать квартиру, нужно, чтобы квартира была в чистом состоянии. Необходимо приготовить свободный от посторонних предметов стол, на котором священник мог бы совершить свое священнодействие. Нужно выключить телевизор, громкую музыку. Желательно, чтобы все члены семьи уважительно относились к совершающемуся событию. Те слова, которые скажет священник при освящении, нужно принять, как нечто важное для себя. Машины подгоняют к храму и освящают, как правило, потому, что человек боится попасть в аварию, разбиться, погибнуть. Человек должен помнить, что машина - всего лишь средство передвижения. На машине он подъезжает к храму. Освящая машину, он стремится освятить себя, сохранить свою бессмертную душу. Христос встречает у храма не машину, а его в машине. Ко Христу можно прийти разными путями. Можно приехать на машине, можно позвать Его в свой дом. Нужно помнить о том, что именно ты в этот момент встречаешься со Христом, что Христос встречает твое "я", а не принадлежащие тебе вещи», - рассказал миссионер.
«Списка вещей, которые нельзя освящать, у Церкви нет, - продолжил отец Серапион. - Но, исходя из самого смысла освящения, нельзя освящать те вещи, которые впоследствии не могут быть использованы для благой цели. Нельзя освящать заведения, в которых предаются пороку. Этот запрет существовал еще и в дореволюционной России. Также некоторые священнослужители полагают, что освящение мест заключения, мест, где человек страдает - это богословская проблема. Хотя ничто не мешает нам создавать в этих местах лишения свободы храмы. Отказывая в благословении местам казней и пыток, Церковь, тем не менее, освящает оружие. Оружие - это вещь, которая может быть использована как в целях зла, так и в целях добра. Освящая оружие, Церковь никогда не благословляла агрессию, насилие ради насилия, убийство ради убийства. Церковь благословляет воинов на ратный подвиг защиты своей Родины, и, прежде всего, защиты веры. По каноническим правилам Церкви воин, который убивал даже в справедливой войне, должен был в этом исповедаться и понести ту или иную епитимью притом, что Церковь сама благословляла воина на этот подвиг».