Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»

13.07.2010


Протоиерей Олег Стеняев напоминает, что юность и молодость самая опасная пора в жизни человека …

Недавнее интервью РНЛ известного православного миссионера протоиерея Олега Стеняева «Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей» взволновало многих и вызывало неоднозначную реакцию. В связи с этим мы попросили отца Олега ответить на вопрос: неужели положение молодежи действительно так безнадежно?

Действительно, нечему радоваться, когда страсти молодости вытесняют из сердца молодых всякую рассудительность и осторожность. Я очень сочувствую молодым верующим, и в утешение им мне хочется сказать: те проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, не всегда будут лихорадить вас и подавлять вашу христианскую совесть. Духовно созрев, вы освободитесь от власти инстинктов бушующего тела и обретете спокойствие и духовное умиротворение уже в этой земной жизни. Хотя полностью мы так и не сможем освободиться от тех проблем, которые создала для нас наша собственная молодость. Она, как некий дамоклов меч будет тяготеть над нами до нашего последнего издыхания.

В наше время, если человеку за 40 лет, то он считается неперспективным, ему могут отказать в устройстве на работу. Но по-настоящему жизнь начинается, когда греховная блудливая лихорадка молодости покидает человека. У праведного Авраама его духовная жизнь началась, когда ему было 75 лет. А теперь, молодые, т.е. наиболее подверженные греховному влиянию плоти, входят во власть, в политику, в бизнес, даже в религию. Но что может сделать доброго духовно и нравственно невменяемый молодой человек? В писании сказано «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» (Ис. 3; 4-5).

Действительно, именно молодые чаще попадают в тюрьмы, секты, становятся наркоманами, совершают самые бессмысленные и жестокие преступления. Преступность стремительно молодеет, стремительно молодеет и проституция. Молодость мира погружается в полное духовное бесчувствие и забвение. Молодые редко заходят в храмы, редко участвуют в Таинствах Церкви. Они ленивы и в постижении Божественной Истины. Об одном юноше, который посещал первые христианские собрания, сказано в Библии: «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым» (Деяния 20:9). Молодость не способна услышать апостола Павла, засыпает под звуки духовных струн, этой арфы Духа Святаго и кувырком падает с третьего этажа.

Молодые охотнее проводят время на дискотеках и в ночных клубах, нежели в молитвах и изучении Священного Писания. Компьютер для них стал важнее книги, виртуальная реальность им ближе действительной реальности. Они и сами в своей виртуальной невменяемости - как некая нереальность. Мы не понимаем их, они не понимают нас. Контузия греховного вожделения - вот главный бич современной нам молодежи. Они акселераты, но духовные карлики, а некоторые - и как чудовища. О последних днях сказано: «Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ» (3 Езд. 5, 8). Эти чудовищные акселераты, переросшие своих родителей, обкуренные и обколотые, ходят стаями по нашим дворам и улицам и терзают и мучают ни в чем не повинных людей. Их боятся даже уголовники, потому что они хуже любых уголовников. Последние называют их «отморозками».

Но есть и другая юность, юность, преданная Богу. Именно о таковой юности и сказано в Писании: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс. 70, 17-18). Христианские родители должны постараться обеспечить подлинно религиозно значимую жизнь для своих детей. Сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4); и еще: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22, 6). Молодость - время особых, новых для ребенка испытаний и искушений, которые ранее не были известны ему. Ребенок, входящий во взрослую жизнь, сталкивается с таким стрессом новой формы своего бытия, что ему совершенно необходимо оказать духовную помощь. Сказано для молодых: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 22). Юношеские похоти - начало серьезных падений для наших детей.

Конечно, с тех времен, когда был написан Новый Завет, многое изменилось в нашей жизни, но только не человеческая натура. Поэтому Слово Божие по-прежнему актуально и действенно. Именно Библия может помочь нашим детям увидеть суть надвигающихся на них проблем. С другой стороны, Писание помогает молодому человеку обрести надежду на будущее. Так как Слово Божие есть Господне руководство к действию, то от Писания надо ждать таких советов, которые реально могут нам помочь. Тысячи и тысячи молодых православных христиан, которые прислушиваются к библейским наставлениям, на своём опыте убеждаются, как божественные законы положительно влияют на их жизнь. Священное Писание помогает и молодым и старым и даже совсем юным. Постигая Слово Божие, и применяя его советы в своей жизни, наша молодежь сможет правильно организовать себя не только в этой, земной, но и в будущей жизни. Сказано: «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!"» (Екк. 12, 1). Удовольствия и увлечения молодости рано или поздно пресытят человека, он истощит свою греховную фантазию, и с чем он тогда останется, если свет правды Божией нисколько не коснулся его?

Поэтому не думайте, что если ваши дети перестали посещать храм и воскресную школу, все ваши попытки просветить их душу светом Евангелия не увенчались никаким успехом. Этот свет, однажды поможет им вернуться назад в Дом Божий. Если они уже исповедовались и причащались, то никакие суррогаты и подмены не смогут заменить им то, что они имели во Христе. Молодость во всей своей греховной и нравственной невменяемости, конечно, опустошит и даже искалечит их, но с годами возникнет желание, которое некогда возникло у блудного сына, который, однажды осознав все пагубность своих блужданий в стране далече, воскликнул: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18-19). Сказано: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 35-37). Да, теперь наши дети иногда перестают посещать храм, но когда, опустошенные, они захотят вернуться, Господь не оттолкнет и не прогонит их, примет, отогреет от хлада греха и вновь соделает их чадами Божиими.

Примером для современной молодежи мог бы послужить апостол Тимофей. Этот молодой служитель Христа был поставлен в городе Эфесе епископом. Эфес в то время был большим торговым и промышленным центром, где многие предприимчивые молодые люди делали для себя успешную карьеру. Тимофей, живя в таком городе, используя свои врожденные таланты и способности, мог бы сильно преуспеть в коммерции, но он избрал для себя нечто несравненно большее и важное. Он принял решение посвятить свою жизнь Богу. В своих Посланиях к юному Тимофею апостол Павел советовал ему: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4, 7-8). Из этого текста видно, что юного Тимофея увлекал античный спор, и смущали «бабьи басни». Под «баснями бабьими» апостол Павел мог иметь в виду те нелепые и бессовестные слухи, которые язычники распространяли о служителях Христовых. Язычники обвиняли христиан в человеческих жертвоприношениях и свальном грехе. И сейчас многие молодые люди смущаются теми клеветами, которые мир возводит на служителей Христа и на всю Церковь Божию. Апостол Павел призывает Тимофея более упражняться в благочестии, которое одинаково полезно и в этой временной, и в будущей вечной жизни. И не обращать внимания на те клеветы и слухи, которые распространялись о христианах.

Апостол Павел знал из своего личного опыта, что духовное богатство дает человеку именно все. Он сам писал о себе и о других известных ему христианах: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10). Иными словами, он пишет, что мы ничто без Христа и все во Христе. Самое великое преимущество и богатство для человека - это служение Вечному Богу. К сожалению, многие родители видят счастье своих детей во множестве вещей, множестве предметов и множестве вкусной и полезной пищи. Но достаток опустошает душу и делает ее совершенно не способной воспринимать высшую правду Божию. В Писании сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6, 8-9).

Лично я совершенно не могу общаться с людьми, которые неожиданно обогатились за последние 10-15 лет. Мне просто не о чем с ними разговаривать. И хотя ранее я имел с некоторыми из них дружеские отношения, теперь это для меня совершенно невозможно. Я воспринимаю их, если хотите, ставлю диагноз им, как духовно мертвым тварям. Они настолько исказили свое человеческое сознание духом вещизма, что трудно в таковых рассмотреть хотя бы остатки человеческого. С таковыми лучше и не общаться, чтобы не оскверниться их наворованными богатствами. Честным путем в современной России едва ли можно обогатиться. С пониманием можно относиться только к такому богатому, который спасается от обнищания. Надо воспитывать в детях не привязанность к богатствам и благам этого мира, а преданное чувство по отношению к Богу. Но что такое преданность Богу? И как развить в себе подобное качество?

Преданность Богу - есть глубокая личная привязанность к Творцу, исходящая из сердца, побуждаемого глубокой благодарностью Богу за все то, что мы имеем в этой жизни. Современная молодежь теряет это чувство именно потому, что желают себе слишком много лишнего, и не дорожат тем, что имеют. Одним словом их губит - жадность. Преданность Богу опирается на страх, хоть в чем-то нарушить Его святую волю. Преданность Богу именно подталкивает нас удаляться от всего того, что не побуждает нас жить, таким образом, который угоден Богу. Сказано: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6, 7-9).

Возникает вопрос: могут ли преданные отношения к Богу возникнуть в жизни молодого человека спонтанно, только в силу того, что он родился в христианской семье и был крещен в детстве? Нет! Необходимо молодому человеку развивать в себе качества, удаляющие его от греха и развивающие в нем сердечную искренность взамен бесконечной лжи, столь свойственной молодому возрасту. Сказано: «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Пет. 1, 5-9).

Молодой человек призывается, несмотря на невменяемость и нравственную неопределенность своего возраста, к тому, чтобы и ему стать цельной и зрелой личностью. Его должно влечь к исполнению религиозных обязанностей, так как к сему влекло Веселеила и Аголиава, о которых сказано, что их «…влекло сердце приступить к работе и работать» (Исх. 36, 2). Хотя юный апостол Тимофей и был с детства наставлен в путях истины и подлинной религиозности, ему необходимо было совершенствоваться и в преодолении недостатков, свойственных молодому возрасту. Апостол Павел советовал юному Тимофею: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6, 5-6). Для духовного совершенствования юному Тимофею необходимо было поменять круг своего общения. Та нравственная обстановка, которая царила в древнем Эфесе, мало чем отличалось от той, которая окружает и наших с вами детей. Но именно противопоставив преданность Богу разгулу страстей, апостол Тимофей и смог стать тем, кем он стал, - истинным апостолом и епископом Церкви Христовой. Современные апостолу Тимофею молодые люди поклонялись не только Артемиде Ефесской, они так же поклонялись сексу, богатству, наслаждениям живота, роскоши и классическому греческому образованию. Как наша молодежь напоминает нам современников апостола Тимофея! Те же приоритеты и те же стремления. Но что осталось от мира древнего Ефеса - прах, пепел и пыль.

Поистине, как сказано в Писании: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8). Где теперь находятся современные апостолу Тимофею молодые люди? - В преддверии ада! А где теперь находится блаженный Тимофей? - В Раю. Вот в чем подлинная разница между юностью, посвященной Богу, и молодостью, живущей во имя себя самой.

Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы и покидают воскресные школы. Их возраст это самая опасная пора во всей жизни человека, та пора, которая напояет кости человека грехами. Как мы читаем в книге Иова «Кости его наполнены грехами юности его и с ним лягут они в прах» (Иов 20:11). В той же книге Иова сказано, что поступки нашей молодости фиксируются в Книге памяти Бога, чтобы всё припомнить человеку на Страшном Суде. Сказано «Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей, и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои, - гонишься по следам ног моих» (Иов 13, 26-27). Псалмопевец Давид, который был в ужасе от дней юности своей, восклицал: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей…» (Пс. 24, 6-7).

В молодости человек грешит бездумно, без всякой оглядки на совесть. И только с годами восприятие каждого греховного поступка обостряется. И если в молодости грех даже не представляется проблемой, то в зрелые годы ситуация начинает решительно меняться. Духовно зрелый человек не может и заснуть спокойно, если он в состоянии греха. А молодой может и не замечать тех ужасных изменений, которые происходят с ним в момент согрешения. Среди молодых, если посмотреть церковный календарь, почти нет святых, не считая мучеников. Ни одного молодого преподобного, ни одного богослова. Похоже, что только мученичество может возвысить неопытную юность и молодость до состояния святости.

Итак, наши дети, вступая в пору юности, молодея, входят в самый тяжелый момент своей жизни. С пониманием, терпением и состраданием отнесемся к этому их тяжелому состоянию. Пусть примером в их жизни будут такие молодые люди, как юный Иосиф Прекрасный, который бегал не за грехом блуда, а от греха блуда; пусть примером для них станет юный апостол и епископ Тимофей, который решительно под руководством опытного духовника апостола Павла преодолевал соблазны современного ему мира. Посоветуйте вашим детям, молодым людям внимательно изучить оба послания апостола Павла к Тимофею, и пусть утешением для них станут слава сего Апостола: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 12-16).

Итак, мы выяснили, что светлая пора в жизни человека - это детство. Благословенная пора - это старость, до которой ещё надо дожить. А юность и молодость самая опасная пора в жизни человека.
Протоиерей Олег Стеняев, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 49

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

49. lucia : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2011-01-26 в 15:27

Это происходит только с теми детьми. чьи одители неискренни. Не видела ни одного верующего, у котрого ребенок был бы дураком и безбожником.
48. Аноним : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2011-01-26 в 15:05

М. ЖУРИНСКАЯ

Молодежь как правило очень несчастна и душевно неблагополучна. Страх не состояться (не стать великим или просто не получить приличной профессии — это у кого как), боязнь одиночества, таинственные процессы созревания, интерес к которым подменяет проблему взросления, поиск (зачастую наугад) ориентиров становления личности... да мало ли чего еще. Страх, как это подобает существу незрелому, пытаются скрыть за бравадой, вызывающей отторжение взрослых; за этим следует обида на непонимание и т. д. Наверное, полезно обратить внимание на такое противоречие: хочется жить, как взрослые живут (в некоторой системе понятий это означает пользоваться всеми правами), и одновременно охранять свое золотое детство (то есть не иметь обязанностей). А так не бывает: хочешь быть дитём — слушайся, хочешь быть взрослым — поступай разумно и отвечай за свои поступки. Протест против слов о том, что есть нечто превыше прав, — протест по сути своей инфантильный, пусть даже выступают с ним граждане седовласые и отчасти лысые (кстати, они очень любят говорить от имени молодежи). Говорить об обязанностях, которые логически неотторжимо связаны с правами, уже кажется рискованным, а ведь взросление в значительной степени опирается именно на осознание своих обязанностей (правда, если так судить, то взрослых вообще чрезвычайно мало).
Одиночество молодежи, ее предоставленность самой себе (с неизбежным образованием так называемых “неформальных групп”, мало чем отличающихся от стаи), — это в том числе и следствие распада большой патриархальной семьи, в которой девочки сначала подражают матери (мальчики — отцу), потом помогают, а к достижению брачного возраста они уже квалифицированные хозяйки и хозяева. Интересно, что в некоторых русских и украинских диалектах старшая дочь в семье называется нянька, что соответствует ее функции, и даже медведица оставляет при себе на год одного из медвежат, чтобы помогал ей обихаживать малышей, и такой медвежонок совершенно по-человечески называется пестун. Тем более в человеческом социуме в классическом случае воспитание, образование, становление и взросление происходят в семье или на базе семьи.
Поскольку восстановить большую патриархальную семью как не только распространенную, но и типичную, не представляется реально возможным, — и тут не помогут ни призывы, ни примеры отдельных многодетных семей, — приходится думать о том, как же этой несчастной молодежи дать какую-то поддержку хотя бы ради того, чтобы смягчить накал невротических амбиций. Существуют многочисленные молодежные объединения, в которых невзирая на наличие формальной структуры и руководства на самом деле рано или поздно воцаряется тот же дух “неформальной группы”; два-три руководителя на две-три сотни “пасомых” ничему не помогают. Церковные объединения молодежи старательно ищут формы деятельности, которые бы не слепо копировали светские молодежные организации, а несли в себе семена духовной жизни. Что-то иногда получается, что-то не выходит...
Что же касается молодежи в приходе, то вполне возможно, что ориентация на светские формы “работы с молодежью” здесь может быть просто вредна, потому что создает впечатление интенсивной деятельности, но не только редко когда затрагивает духовную сущность возрастания молодых людей, но и создает разделение там, где должно быть единство. Конечно, очень многое (если не все) здесь зависит от настоятеля прихода, от духовника, а сложность душепопечительской работы такова, что не может быть однозначно описана хотя бы с минимальной степенью обобщения; тем менее уместны в этой области какие-то рекомендации. Наверное, проблема возрастания молодых должна решаться всегда на уровне одной души в ее отношении с Богом, и для священника “духовная работа” с людьми молодыми — такой же труд, как и со старыми.
Но об одном общем принципе, наверное, говорить можно. Представляется, что более естественно (более семейно, так сказать) было бы не выделять “работу с молодежью” в особую графу и не создавать спецгруппы молодых прихожан, а включать их в общую жизнь прихода. Так, походы и паломничества — замечательная вещь, но хорошо бы, чтобы в них участвовало (почти) столько же взрослых, сколько и молодых, потому что при этом тон задают взрослые, а молодые учатся взрослеть, что и требуется. То же самое можно сказать и о концертах, вечерах, об обсуждении литературных произведений.
И отдельно хотелось бы сказать о приходской благотворительности, точнее, о помощи престарелым. Здесь я могу рассуждать более-менее свободно только потому, что по причине возраста и хвороб сама нуждаюсь в помощи. Представляется разумным, чтобы приходскую опеку над немощными осуществляли не “тимуровские” группы (хотя бы потому, что девушки чаще всего неопытны в хозяйстве и, что еще тяжелее, в общении со стариками), а женщины средних лет, в помощь которым и направляются девушки, которые тем самым приобретают опыт, и опыт этот можно смело уподобить семейному.
47. Филимонов : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2011-01-26 в 11:28

А вот что думает Святейший о том, на кого в первую очередь ориентировать миссию:

"...Главная задача Церкви заключается в том, чтобы спасти молодое поколение, пробудить в нем ясное сознание того, что жизнь, которую ему предлагают, — это языческая, безбожная жизнь, разрушающая человеческую личность».

«Именно здесь — передняя линия фронта, — подчеркнул Предстоятель. — Сегодня главная борьба — это борьба за человека, особенно за молодого человека...»

http://www.patriarch...db/text/1378188.html
46. Павел : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2011-01-26 в 10:10

«Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей» - в устах врача это звучало бы: "Мы должны лечить только легко больных людей"
И еще: хотим ли мы, чтоб у нас были православные политики, бизнесмены, ученые? Тогда у нас должны быть православные студенты!
45. А. Рогозянский : 2. Олегк
2011-01-26 в 08:58

\\\Что можно противопоставить этому процессу вхождения духовно невменяемых людей в жизнь ? \\\

Надо так, чтобы находились во взрослом окружении. Тянулись к более взрослым образцам. Отказ от "молодёжности" - одновозрастной корпоративности. И, тем более, от воспевания и заискивания перед ней. Детство, юность могут быть очень серьёзными, чуткими, возвышенными. "Иваново детство" Педагогикой, психологией это хорошо описано: детско-взрослая или молодёжно-взрослая общность. Но это для тех, кто не упущен.
44. скептик : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2011-01-26 в 03:25

молодые люди видят, что их ум и силы в этой стране порой некуда и негде приложить; государству наплевать на граждан. самим же пробиться, начать что-то делать порой очень тяжело; иногда государство не просто не помогает, а мешает, осознанно или неосознанно.

конечно, тяжелая социальная и эконом.ситуация не снимает и не может снимать ответственности за свои поступки; очень легко просто махнуть рукой и отказаться от достижения любых целей, променяв их на унылый, даже убогий быт, на бессодержательную эгоистичную жизнь. но все же понять некоторых пьяниц, безработных, молодых разведенных "папаш", просто невоспитанных людей можно...

http://www.klops.ru/news/36549.html - а вот такие истории еще более отталкивают молодых людей от церкви
43. АЛЁНА : опасная пора
2011-01-26 в 01:40

В СТАТЬЕ ОПИСАНА ЧИСТАЯ ПРАВДА ОБ ОПАСНОСТЯХ ЮНОСТИ И СПОРИТЬ ТУТ НЕ О ЧЕМ, КАЖДЫЙ ЭТО ИСПЫТАЛ
42. Sam : Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы
2010-08-15 в 19:30

Как у вас ума хватает обсуждать то, что живет исключительно в вашей голове называя это объективностью? Вы оторвались от реальности совсем. Нужно ум не в осуждениях тренировать, а повнимательней следить за самой жизнью стараясь ее понять. А то окажется что поезд проехал, а ты стоишь в стороне и только брызжешь слюной....
41. : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-22 в 22:14

Неделю назад мы с нашими прихожанами ходили в паломнический ход от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры пешком. Ночевали в палатках. Половину из нас была молодежь (до 25), половина на поколение старше. Шли три дня, в руках у нас были акафисты и мы молились почти на каждом привале. Заходили в храмы. Идти по такой жаре даже нам, молодым, было тяжело. Но мы очень старались друг друга поддерживать, особенно нашего руководителя, поэтому все дошли до конца. В конце у нас было самое главное - всю дорогу мы готовились, а в самой Лавре все Причастились Христовых Тайн. Так вот братья и сестры, общая цель и совместное преодоление трудностей по пути к ней - очень-очень сблизило нас!!


Так это все прекрасно, и у нас в общине бывают подобные паломничества. Я, кстати, уже давно предлагал на "Русской Линии" рассказывать о реальном опыте общинной жизни. Бесконечная критика тоже не приносит плодов. Нужно освещать ту подлинную миссию, которая ведется по всей стране без всяких байк-шоу,"столбов с грехами" и прочих перфомансов.
40. Иван Прокофьев : to Сергей_молодой
2010-07-22 в 22:06

Сергей, я лично знаю о.Олега, который помог принять Христа и Церковь сотням, если не тысячам молодым людям. Батюшка горит верой, и это горение зажигает ищущую молодежь. Статья - это просто постановка духовного диагноза. Смотрите на дела, пообщайтесь лично, если находитесь или бываете в Москве.
39. Сергей_молодой : Хочу поделиться
2010-07-22 в 15:25

Перечитал комментарии к статье, что-то грустно, один негатив, хочется найти и вынести из сокровищницы сердца что-нибудь доброе. Можно я тут поделюсь недавними событиями, может быть кому-то это пригодится, кто не сочтет молодежь духовно невменяемой. Вообще, я примерно представляю аудиторию сайта Русской Линии, никого здесь не радуют экзотические миссионерские штучки с голыми байкерами, рок-концертами, сомнительными выставками, поэтому тут все обрадовались увидя "консервативную" точку зрения о.Олега на молодежь. Но ведь не только такими сомнительными способами можно проводить миссию среди молодежи.
Неделю назад мы с нашими прихожанами ходили в паломнический ход от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры пешком. Ночевали в палатках. Половину из нас была молодежь (до 25), половина на поколение старше. Шли три дня, в руках у нас были акафисты и мы молились почти на каждом привале. Заходили в храмы. Идти по такой жаре даже нам, молодым, было тяжело. Но мы очень старались друг друга поддерживать, особенно нашего руководителя, поэтому все дошли до конца. В конце у нас было самое главное - всю дорогу мы готовились, а в самой Лавре все Причастились Христовых Тайн. Так вот братья и сестры, общая цель и совместное преодоление трудностей по пути к ней - очень-очень сблизило нас!! И разница в возрасте и взглядах была для нас совсем не помеха. А что, ведь это совсем не сложно организовать: разработать маршрут, сделать объявление, молодежи, которая пойдет с вами рассказать, что идти в паломничество это подвиг, подражание Преподобному и предкам, ходившим пешком на богомолье раньше. Тем, кто поспокойней дать в руки хоругви и иконы, рассказать, зачем это (знамя, которые мы как воины Христовы, должны нести перед собой, представляете как это важно для молодого человека, что ему доверили нести такую драгоценную вещь). Ну а уж если в поход пойдет и батюшка - вот где самое время и место для сближения прихода и старых и молодых. Вот где самое время и место выслушать друг друга. Ведь в суматохе города этого совсем не хватает, простого человеческого общения.
38. Сергей_молодой : Ответ на Иван Прокофьев, 20
2010-07-22 в 14:54

Совершенно справедливо! И вот в этот самый момент полного недоверия всему и вся встречается молодому человеку отец Олег Стеняев или отец Евгений Соколов и говорит: "Парень, на самом деле все в твоей жизни очень плохо, ты живешь по страстям и эти страсти уничтожают свою душу, ты гибнешь и тянешь за собой окружающих. Но у тебя есть выход, потому что этот выход есть у каждого из живущих на этой Земле, независимо от их возраста, нацпринадлежности, социального статуса и т.д. Подымайся, и будем пахать".

Нет, давайте тогда по честному. Нигде в статье о.Олег не делает приглашения пахать с ним рядом вместе. Это означало бы признание, что молодой человек стоит с ним на одном уровне. О.Олег дает такую характеристику современной молодежи, цитирую:
Возраст примерно от 15 до 35 лет есть время некой духовной невменяемости человека. Молодость и есть самая опасная пора в жизни человека. В 13-14 лет в молодом человеке пробуждаются сексуальные чувства, и затем доминирует в нем до 35-45 лет; «Кости его напоены грехами юности его и с ним лягут они в прах» (Иов гл.20; 11); «Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу» (Прит.7, 6-7); «Поэтому о юношах его не порадуется Господь...» (Ис. 9, 17); именно молодые чаще попадают в тюрьмы, секты, становятся наркоманами, совершают самые бессмысленные и жестокие преступления. Преступность стремительно молодеет, стремительно молодеет и проституция; Молодость мира погружается в полное духовное бесчувствие и забвение. Молодые редко заходят в храмы, редко участвуют в Таинствах Церкви. Они ленивы и в постижении Божественной Истины; Молодые охотнее проводят время на дискотеках и в ночных клубах, нежели в молитвах и изучении Священного Писания. Компьютер для них стал важнее книги, виртуальная реальность им ближе действительной реальности. Они и сами в своей виртуальной невменяемости - как некая нереальность; Контузия греховного вожделения - вот главный бич современной нам молодежи. Они акселераты, но духовные карлики, а некоторые - и как чудовища; Эти чудовищные акселераты, переросшие своих родителей, обкуренные и обколотые, ходят стаями по нашим дворам и улицам и терзают и мучают ни в чем не повинных людей. Их боятся даже уголовники, потому что они хуже любых уголовников. Последние называют их «отморозками»


И как можно после такой характеристики призвать этих карликов и отморозков пахать рядом?? У о.Олега в статьях нет продолжения, но я осмелюсь продолжить, на основе опыта общения с людьми, имеющими подобную точку зрения. Они считают молодежь как мусор, годный разве что на строительство БАМа или сбора картошки. Соответственно у мусора не должно быть своего мнения(сильно раздражаются, если таковое появляется), своих чувств (тоже самое), искушений и проблем. Ну и соответственное точке зрения получается и отношение к молодежи.
37. Сергей_молодой : Ответ Денису, 33
2010-07-22 в 14:33

Сергей конечно во многом прав. Жаль, что у него нет взаимопонимания с людьми старшего поколения. Но причем здесь статья отца Олега? Определенно Сергей не понял, что хотел сказать отец Олег. Думаю, ему стоит написать свою отдельную статью и послать ее в РНЛ. Уверен, что она будет самой обсуждаемой на форуме.


Денис, мне тоже очень жаль, что у меня нет взаимопонимания с людьми старшего поколения, для меня это не малая работа для покаяния. Но я думаю, что с Божией помощью все получится. Вы пишите, что я не понял что хотел сказать о.Олег, а мне кажется наоборот, я понял правильно. Вот, что я понял: О.Олег пишет в статье, что миссию надо переориентировать с молодежи на пожилых людей. Аргументы, если коротко: суть молодости - есть блуд, поэтому молодежь духовно невменяема. Не хочу полемизировать с этой точкой зрения, считаю что она не выдерживает никакой критики, все святые отцы дружно говорят, что молодость - лучший возраст для начала духовной жизни, в частности вступления в монастырь. Цитаты в статье тоже подчас притянуты за уши (например про возраст начала духовной жизни Авраама - 75 лет, при этом стыдливо умалчивается, что сам Авраам согласно Писанию жил 175 лет (Быт. 25,7), или про юношу, который заснул на балконе во время речи ап.Павла). А вот последствия такой точки зрения мне кажется очень вредными:
обучение молодых людей миссионерской программой представляется достаточно проблематичным, так как этим людям надлежит обрести нравственную и духовную вменяемость, после чего они могут включаться в подобную программу.

Таким образом предлагается оставить молодежь на произвол судьбы до наступления возраста духовной вменяемости (35 лет по о.Олегу), а миссионерскую работу проводить с пожилыми людьми. Мой протест против позиции: мы не понимаем этих страшных, отомороженных подростков, нам они не повинуются, ну и кинуть их, пускай сами разбираются со своими проблемами. Такая позиция, поддерживаемая очень многими (если не большинством) родителей (поколение 50-60х), приводит к усугублению и так гигантского разрыва поколений. Родители и дети сегодня находятся чуть ли не в разных плоскостях. Печальных последствий такого разрыва довольно много, они очевидны, чтобы о них еще раз писать.
А как все могло быть??
Сегодня все больше и больше говорят (и наш Святейших Патриарх в том числе) о том, что нужно возрождать общинную жизнь в каждом приходе. Кажется уже все согласились, что пора восстановления стен закончилась и должна наступить пора восстановления душ. И сегодня именно молодежь, в силу своего возраста, первой сбивается в группы, вырастают, у них появляются дети, дружба продолжается - ведь вместе ходят в один храм. Община появляется именно вокруг молодежи, пожилым людям это особо не нужно, да и не в то время они жили, чтобы общины устравивать, просто в храм попасть был подвиг. Они знают пару человек в храме и им больше не надо. Конечно, в основном от настоятеля зависит будет ли в приходе община или нет, но ставка на молодежь отнюдь не проигрышна. Постепенно поттягиваются и остальные прихожане, и такой приход превращается в одну большую семью во главе с батюшкой настоятелем. И что может быть лучшей школой для молодого человека, как не такая семья с правильно построенными отношениями. А для пожилых, как не забота о них. Я так думаю это можно назвать миссией, таких приходов пока крайне мало, но с каждым днем их становится больше.
36. llucia : Сергию
2010-07-19 в 18:51

"Ребенок стыдится быть белой вороной"... Знате, дорогой, Вы уж сразу Господу Богу предъявите претензии, что среда не та. да испытания трудные... Заодно и на родителей пожалуйтесь.
35. Тимофей : "черт своё, а поп - своё" или оазисы в предгробовой пустыне
2010-07-19 в 16:17

Простите, лечить надо больных, а не здоровых и профилактику адекватную вести пока не заболели. Существуют, действуют реальные практики в этих отношениях, их можно увидеть, о них прочитать. Взять, к примеру, статью "Пока сердца для чести живы" на 3w.rusline.ru от 16.07.10
34. Олегк : Еве
2010-07-19 в 09:56

Ничего удивительного. Иоанн Златоуст кажется восклицает что толку если служанка (тело) ходит в золоте а госпожа (дуща) помирает с голоду ? Родители любят детей и делают для них то что считают необходимым. А теперь вопрос - многие ли родители живут духовной жизнью ? Следовательно и добро своих детей они видят в основном не в духовном а в мирском. Совершенно искренне и от чистого сердца. Но поскольку все это далеко от Христа эту любовь берет под свой патронаж иной персонаж.
33. Денис К. : Re: Сергей
2010-07-18 в 20:28

Сергей конечно во многом прав. Жаль, что у него нет взаимопонимания с людьми старшего поколения. Но причем здесь статья отца Олега? Определенно Сергей не понял, что хотел сказать отец Олег. Думаю, ему стоит написать свою отдельную статью и послать ее в РНЛ. Уверен, что она будет самой обсуждаемой на форуме.
32. Ева : Олегку
2010-07-18 в 18:57

""При обилии любви - внутренняя отчужденность""

Какая-то любовь у Вас,право же странная! Больше на страсть похоже.Может эти родители без Бога,страстно привязываются к своим чадам до умиления,и к Богу начинают ревновать?!
Или бояться другие властные родители,что чада пойдут против их планов,у Господа свой промысел на этих детей.Много таких конфликтов возникает на почве ухода взрослого ребенка в монастырь...А вообще иногда безбожных родителей просто ужасно раздражают их набожные дети,они просто корчаться от злости.Это ли любовь?! Скорее что-то обратное! Скорее переизбыток ненависти и раздражения толкает к отчуждению! Но это и великое испытание нести свой крест в такой чуждой атмосфере для православного дитя,перетерпит,не осудит, награда Господа будет великая!
31. Олегк : Ивану
2010-07-18 в 16:14

Стараемся...
30. Олегк : Еве
2010-07-18 в 16:12

Да это и не жестокость, что самое то трудное, это любовь такая !!! Уж родители не любили ли своего Базарова ? Атмфосфера действительно скажем так духовно непитательная. При обилии любви - внутренняя отчужденность. Что делать ? Самое главное - начинать с себя и не бросать начатое. А там глядишь и о.Олег подоспеет на помошь :))))
29. Олегк : Еве
2010-07-18 в 15:50

Так это неизбежное дело, Ева. Это путь христианина. Как можно бороться с путем христианина ? Можно в копилку еще вспомнить чеховское "Спать хочется".
28. Иван Прокофьев : 26. Олегк
2010-07-18 в 14:59

Олег, полностью согласен! Можете ведь говорить конкретно и по-существу :)
27. Ева : Олегку
2010-07-18 в 14:49

Я согласна с Вашими размышлениями,хорошо Вы описали проблему жестокости родителей,которые образно говоря "ставят палки в колеса" своим чадам,когда те хотят быть православными и воцерквляться.Да,безусловно это острейшая и глубокая проблема стоит между детьми и родителями.Только вот интересно,чтобы Вы лично,Олег,как христианин, посоветовали делать такому чаду в такой чуждой духовной атмосфере?!
26. Олегк : ...
2010-07-18 в 06:59

Мы говорим о том что дети которых призвал Христос не должны копировать свою жизнь с неверующих родителей в части их неверия или кривоверия - это будет им огромный минус: и детям, и что интересно и родители от этого еще больше потеряют. Я уже как-то ссылался на "Отцы и дети", да была и публикация об этом произведении как глубоко христианском. Базаров инстинктивно делал попытки уйти от бездуховности и кривоверия старшего поколения но без христианской веры эти попытки закономерно закончились нигилизмом. Т.е. христианство и базаровщина с одной стороны имеют нечто общее (восстание против бездуховности) а с другой взаимоисключают друг друга (базаровщина превращается в бессмысленный бунт отрицания ). Поэтому Сергей говорит правду - родители просто не могут понимать своих детей в силу отсутствия единства христианской семьи в Евхаристии. Ведь доходит (а эта тема поднята еще позднесоветским кинематографом) до того что родители не узнают в своих детях себя !!! Искренне удивляются - откуда это у них мы такими не были. Да что же вы в самом деле родители - заигрались-засиделись в собственном детстве до того что падаете в обморок когда ваш ребенок идет в Церковь, приходилось видеть эти близкие к истерике реакции - неужели сын/дочь наши дорожки так резко разошлись ?


Даже в положительном варианте: ребенок приступает Святых Тайн а родители нет, так последние еще и удивляются откуда сие и пытаются свое чадо отговорить. Но есть еще и благодушное безразличие когда положительные перемены связанныее с воцерковлением ребенка замечаются и принимаются но в Церковь при этом никто их взрослых поспешить и не думает. Как вы думаете Слова спасителя о том что кто не ест Тела и не пьет Крови Сына Человеческого то в себе жизни не имеет, их не надо понимать буквально ? Поэтому интернет-отцеубийца, рок-шмок, разные характеры, разные ценностные установки поколений, акселерация, матрица и пыль на ней и прочая прочая по сравнению с отсутствием Евхаристического единства в семье это все разговоры для бедных, это все больше движуха. Проблема т.н. кидалтов т.е. взрослых детей, инфантилов это не проблема развития цивилизации это проблема отсутствия Евхаристической связи с Богом.
25. Ева : Олегку
2010-07-17 в 19:27

"" Православный отрок-юноша-мужчина к этим же выводам приходит самостоятельно исходя из духа Евангельского учения""
Дай Бог!

"" Но мы говорим все-таки немного о другом. В противном случае вся Евангельская проповедь свелась бы к повторению заповеди почитания родителей""
Не могли бы Вы пояснить,что Вы имеете ввиду?! ...О каком "немногом" мы говорим? Я понимаю,что частично ушла от темы,но согласитесь не лишним напомнить об этой Заповеди Божьей молодым людям,желающим понять и выстроить свои отношения с родителями,взрослыми,старшими,если,конечно,они позиционируют себя православными.
24. Олегк : ...
2010-07-17 в 16:38

Ева_22, полностью согласен. Православный отрок-юноша-мужчина к этим же выводам приходит самостоятельно исходя из духа Евангельского учения. Но мы говорим все-таки немного о другом. В противном случае вся Евангельская проповедь свелась бы к повторению заповеди почитания родителей.
23. Владимир РПЦ МП : Только так!
2010-07-17 в 12:41

Если Православный христианин признаёт своими родителями смертных людей, то Жизни Вечной он не получит, да и не христианин он тогда.
22. Ева : Сергею
2010-07-17 в 00:50

Нет,Сергей,Вы меня не совсем поняли.Дело в том,чтобы накормить,одеть,дать ребенку образование в наше нелегкое время - это уже немало, разве не так?! Разве родители,выполняющий свои такие обязанности,это родители ни на что негодные?!
Считаете этого мало,а я думаю,что за это тоже стоит сказать спасибо.
Обратите внимание,я всего лишь написала Вам о простом спасибо родителям,а Вы начали штампами,присущей неблагодарной молодежи кричать о долгах."" Надо было сразу с детства тогда говорить, мы тебя родили, но в принципе это наша добрая воля, что мы о тебе заботимся, кормим тут тебя, даем возможность получить образование, а вообще мы тебе ничего не должны, может быть я тогда раньше повзрослел бы, да рассчитался бы с долгами побыстрее (мы, дети, получается должны родителям)."" Еще Вы должны были бы закончить сию фразу цитатой и бросить в лицо родителям - "А я вас вообще не просил рожать",некоторые часто и такой бросают упрек родителям.Надеюсь Вы будете умней и так не обидите своих родителей.
""Дети должны получается родителям"".Ну,а почему нет? Что в этом оскорбительного? В детском возрасте о нас заботяться родители,когда станут беспомощны родители,дети должны позаботиться о них.Ну что в этом плохого? Это если и долг,то очень приятный,Вы ведь любите своих родителей? Проблема,наверное, в том,что понятие долг у Вас носит только какой-то насильственный смысл,а ведь сколько долгов,которые человеку приносят радость.И Ваши родители я думаю,да-да,с радостью,может и несовершенно несли свой долг перед Вами.
А потом,Сергей, Ваши родители в конце концов люди,и тоже могут ошибаться,Вы уже в силу своего возраста должны понимать,что родители Ваши - неидеальные мама с папой,а люди с собственным внутренним миром и со своими проблемами...В конце концов Вы ведь верующий человек,ходите в Церковь,позиционируете себя православным,а прощать не собираетесь.Да еще родителей,это ведь очень большой грех.Конечно,они грешат Ваши родители,но почему Вы должны их судить,по какому праву?! Если хотите,то принципиально Вы как христианин должны внутри себя своей любовью покрыть их грехи(то есть не осуждать),простить и помолиться о них.
А что касается моих слов о том,что Церковь не будет с Вами нянчиться,я имела ввиду то,что Ваша христианская жизнь в руках Божьих и какие трудности и испытания пошлет Господь неведомы, этот путь Вы должны будете пройти самостоятельно,а путь этот нелегкий,поэтому и не ждите поблажек.Вское там бывает!

А вообще,дорогой Сергей,не обижайтесь на меня.И учитесь прощать.Желаю Вам всяческих успехов.Храни Вас Бог!
21. Сергей : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-16 в 22:36

Сергею. Ева права насчет того что осуждать родителей все равно не нужно. И чтить обязательно - любых.

Да, брат Олег, я это понимаю. Знаю и о том, что мои дети не будут почитать меня, если я не буду почитать своих родителей. Но вот выполнить эту заповедь о почитании пока не могу. Часто не хватает сил... Особенно когда делают вид что тебя любят и понимают, при этом практически в открытую тебе говорят что никто ничего никому не должен, а тебя родили чтобы от армии откосить. Ну и когда списывают на молодежь все свои промахи и недостатки.
Спаси Господь всех нас.
20. Иван Прокофьев : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-16 в 22:12

А то очень много людей вокруг лицемерят и врут о том, что их заботит нынешнее состояние молодежи. Все делают какой-то озабоченный вид, предлагают какие-то варианты решения проблемы, а на самом деле все это пустая болтовня, на самом деле никто и ничего никому не должен.


Совершенно справедливо! И вот в этот самый момент полного недоверия всему и вся встречается молодому человеку отец Олег Стеняев или отец Евгений Соколов и говорит: "Парень, на самом деле все в твоей жизни очень плохо, ты живешь по страстям и эти страсти уничтожают свою душу, ты гибнешь и тянешь за собой окружающих. Но у тебя есть выход, потому что этот выход есть у каждого из живущих на этой Земле, независимо от их возраста, нацпринадлежности, социального статуса и т.д. Подымайся, и будем пахать". И вот здесь юношеский маскимализм слышит такой же максималисткий призыв от старшего. И это срабатывает. Особенно если молодой человек думающий и понимающий, что ему обещают не билет в рай, как в любой из сект, а скорби и страдания, но во имя Истины.
19. Олегк : ///
2010-07-16 в 21:37

Не знаю Ева, вы сказали "миссия", я так и понял... :)))

Простить конечно, разговору нет, чтить надо любых родителей ... Но вы сами-то, хорошенько подумайте, рассудите, неужели в словах Сергея нет правды ? Мы с Сергеем никакой Америки на этот счет не открываем. Протоиерей Дмитрий Смирнов: "Сын тебе твой не нравится ? А ты подойди к зеркалу и плюнь в собственное отражение. Это тоже самое." Ну и известное "От осинки не родятся апельсинки". Бьюсь об заклад - тысячи, десятки тысяч этой простой истины не понимают.

Сергею. Ева права насчет того что осуждать родителей все равно не нужно. И чтить обязательно - любых.
18. Сергей : Еве
2010-07-16 в 21:02

А если,короче,Сергей! Ничего в принципе родители Вам не должны. Они Вас родили,вырастили до Вашего возраста,видите дали возможность получить образование и быть может не смогли много уделять внимания,потому что,как Вы их уперекаете "работали",чтобы прокормить Вас.

Спасибо, Ева, вы все правильно написали. Собственно это я и хотел чтобы вы, родители, по-честному сказали. А то очень много людей вокруг лицемерят и врут о том, что их заботит нынешнее состояние молодежи. Все делают какой-то озабоченный вид, предлагают какие-то варианты решения проблемы, а на самом деле все это пустая болтовня, на самом деле никто и ничего никому не должен. Я вот очень с трудом усваиваю этот великий лозунг. Меня как-то сразу не предупредили, как то пытались заботиться обо мне в детстве. Надо было сразу с детства тогда говорить, мы тебя родили, но в принципе это наша добрая воля, что мы о тебе заботимся, кормим тут тебя, даем возможность получить образование, а вообще мы тебе ничего не должны, может быть я тогда раньше повзрослел бы, да рассчитался бы с долгами побыстрее (мы, дети, получается должны родителям).
Родители пусть продолжают заниматься своим делом, т.е работать. Правда времена когда надо было работать на еду прошли, у нас в Москве каждый год количество новых иномарок в двое превышает количество рождающихся детей, но ведь работать важнее, чем заниматься детьми.
А теперь,придя в Церковь,Вы хотите,чтобы с Вами нянчились и здесь.НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ! Нужно взрослеть и быть самостоятельным!

Спасибо, надеюсь со временем я освоюсь, что мне никто ничего не должен, и я тоже никому ничего не должен. Пока не могу твердо это усвоить, все переживаю за своих братьев и сестер, пытаюсь в нашем православном молодежном объединении что-то устраивать, теперь я по полному праву могу сказать им и батюшке "я никому ничего не должен". Стоит возле храма тетя Маша, просит милостыню, ей я тоже скажу что ничего никому не должен. В понедельник меня попросят помочь убраться в храме, но ведь я никому ничего не должен, зачем мне это. В статье говорится о миссии среди пожилых людей и кто-то выразил здравую мысль, что можно послать туда молодых людей, но это не про меня, ведь я никому ничего не должен. Детей у меня пожалуй, не будет, ведь им придется в долг давать, да еще не отдадут потом, будут права качать, что мало дали. Вообщем, осталось только расчитаться с родителями за все, что они для меня сделали и тогда я точно никому ничего не буду должен... и еще вынуть и выбросить свое сердце, а то оно все время болит о ком-то, все пытается что-то отдавать, быть должником... Прочитал все, что написал, какой ужас, Ева!! Даже если завтра мои родители выставят меня из дому и скажут что мне ничего не должны, если батюшка, к которому я приду за советом скажет уходи, я тебе ничего не должен, если в момент уныния я буду звонить друзьям и они скажут мне, что они ничего мне не должны, я не стану таким. Если у меня не будет хватать сил, я припаду к Тому, кто Сам является Любовью. К Той самой Любви, которая не меряет жадными мерками должен-не должен, которая сполна дает всем вкусить себя. К Тому Кто никого приходящего к Нему не прогонит вон. Оттуда я буду черпать силы. Буду давать их всем, кто во мне нуждается, и ни у кого не буду спрашивать должен ли он что-нибудь мне. Привет, вам братья и сестры, Господь дал мне сполна вкусить Своей благодати, я хочу поделиться с вами; откройте пошире ваши сердца мои родители я хочу обнять вас; где же живут наши пожилые прихожане я иду к вам рассказать о Том, кто доверха наполнит ваши сердца любовью; где же мои дети? Я никогда не оставлю вас. Да, чтобы все это было, я должен быть сильным, я должен все это пережить...
У Вас, Ева, попрошу только одного, никогда не лицемерьте и не лгите, если Вы считаете, что никому ничего не должны - так и говорите. Потому что намного тяжелее переживается когда люди говорят что любят тебя, а поступают так, как будто ничего тебе не должны. Вы пишите что услышали крик - нет не услышали...
17. Ева : Олегку
2010-07-16 в 20:31

Ах,дорогой Олег,а Вы-то зачем так? Потакаете его гормонам и максимализму? ...Чего там нужно было увидеть? Боль Сережину!? Выстраданный максимализм покинутого и непонятого ребенка?! Который опускается до осуждения родителей!? С таким настроем точно лучше не идти к родителям,которых уже ненавидишь.Сами понимаете какой "пророк" получиться.
В Божьих Заповедях нет компромиссов,рано или поздно обиженному ребенку придется переступить через себя и простить своих родителей.Так вот,Олег,а Вы,вместо того,чтобы призывать его к исполнению Заповедей, образно хлопаете по плечу и сочувствуете.А за что сочувствовать!? Я думаю,что если нам Сергей искренне и честно раскажет о своих родителях,криминала мы не увидим никакого....Я уж грешным делом думаю,не на таких ли детей расчитана юю,мы тут отбиваем детей,переживаем,а они и сами рады наказать родителей.

""Вы призываете Сергея нести свою миссию его собственным родителям ? Да с чего же голубущка ""

Смотря что Вы поняли под миссией!? Вы слышали когда-нибудь,что верующие дети приводили своих неверующих родителей в Церковь,становились молитвенниками за своих родственников? Я знаю такие примеры.Трудно очень,но тем не менее.Когда любишь,очень желаешь спасения близкому человеку,особенно когда он так неправ!
16. Олегк : ...
2010-07-16 в 19:22

Евочка! Вы призываете Сергея нести свою миссию его собственным родителям ? Да с чего же голубущка ? Ведь Сергей как раз и есть тот самый ослепленный страстями и гормонами индивидуум которому надлежит спокойно грешить до 40 когда к нему наконец придет с проповедью о.Олег. А если серьезно, дите, тем более такое юное как Сергей никогда не будет референтно в плане веры и религии для своих родителей. Не говоря уже о том что нет пророка в своем отечестве.
15. Олегк : ...
2010-07-16 в 19:19

Зря вы так Ева... В словах Сергия есть большая доля взрослой выстраданной правды... максимализм само собой тоже есть... Но как-это по взрослому! Замечать юношеский максимализм и кроме него - более ничего, как будто ничего и нет. Не хотите как вы сами сказали - няньчится. А откуда само слово то взялось ? А в раю мы что тоже будем друг с другом няньчиться и со всеми нами будет няньчится Бог ? Одно слово а какая бездна - правильно сказал Сергей - взрослого страха и беспомощности перед своими же собственными детьми за ним скрывается.
14. Ева : Ева(13)
2010-07-16 в 18:28

А если,короче,Сергей! Ничего в принципе родители Вам не должны.Они Вас родили,вырастили до Вашего возраста,видите дали возможность получить образование и быть может не смогли много уделять внимания,потому что,как Вы их уперекаете "работали",чтобы прокормить Вас.Уже за это нужно им сказать - спасибо! А в Вас говорит юношеский максимализм- или все или ничего...Жестоко и наивно! А теперь,придя в Церковь,Вы хотите,чтобы с Вами нянчились и здесь.НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ! Нужно взрослеть и быть самостоятельным! И бороться со своим юношеским самолюбием,котрое - ох!-как ноет иногда.По Вам это заметно,потому как Вы отнеслись к данной статье и увидели вызов,вам молодым! Очень жаль! Простите,за многословие,так смутил меня Ваш крик! И про помойку Вы погорячились!
13. Ева : Сергей (услышала крик)
2010-07-16 в 16:25

Сергей! Складывается ощущение,что в Вас просто клокочет обида,быть может и на собственных родителей...Интересно,сколько Вам лет?...Не исключаю,что Вы в отчаянии,и поэтому быть может Вам будет сложно понять,что я хочу до Вас донести.Но заранее прошу не обижаться и простить.
Ваш просто срывающийся крик на родителей и взрослых,простите,вызвал некоторое возмущение."Они должны,они не такие".В Вас еще говорит маленький обиженный ребенок,которого обделили вниманием,не особо интересовались Вами?! Мне жаль Вас,но боюсь Ваши личные комплексы к данной теме не имеют никакого отношения.Я считаю,что сейчас Вы проходите некий психологический период сознательного осмысления отношений с родителями,обусловленных возрастом и логическим отрывом от них.В такой период происходит оценка много чего,и как правило,неблагодарные и нелюбящие своих родителей дети,начинают попросту "гнать" на них и чего-то требовать,если родителям дать нечего,то претензионные дети начинют придумывать и винить во всех своих неудачах собственных родителей.Вы,Сергей,типичный представитель таких детей.И это Вас не красит...Но Господь Вас не оставляет,Вы ходите в Церковь,значит должны,если Вы христианин жить по Заповедям Божьим и чтить своих родителей,несмотря ни на что. Как только Вы справитесь с этим страшным соблазном осуждения родителей и простите им все,и смиритесь с тем,какие они есть.Господь услышит Вас и Вы уже не будете столь одиноки,поверьте.И это Ваша личная боль,к миссии в данной теме никакого отношения не имеет...Церковь укажет Вам на Ваши грехи,и Вы должны это услышать.Никто поблажек Вам не будет делать...Молодежь уходит из Церкви,на мой взгляд,и потому что слишком избалованна и эгоистична,но это на самом деле беда родителей,которые будучи сами далекими от воцерквления не привили ребенку быть может некую строгость,дисциплину,если хотите.Но это не совсем их вина,скорее всего безбожное время не дало им такой возможности,поэтому сейчас эти пенсионеры,которым не так повезло,как Вам,Сергей,в столь молодом возрасте тоже нуждаются в миссии,как никогда...Так давайте не тянуть на себя одеяло,как говориться,а пойдите к ним,к собственным родителям и несите им свою миссию,к которой призван каждый православный.Так быть может и спасемся.Только пониманием, прощением и любовью безусловной.А иначе зачем Церковь? И это все! Спаси Вас Христос!
12. Олегк : ///
2010-07-16 в 15:58

Не надо удивляться... Может быть удивляться и не надо - есть определенные духовные законы и при определенных условиях они действуют. Но кто сказал что нужно ничего не делать ?
11. Сергей : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-16 в 13:55

Простите, получилось длинно, но очень хотелось бы, чтобы крик был услышан.

Я не знаком лично с о.Олегом, однако те мысли, которые он высказывает в этой статье относительно молодежи очень распространены в нашей Церкви. Конечно, в основном, среди наших родителей (я имею в виду поколение 60-х) и мой протест направлен только против этой точки зрения, а не против о.Олега (много слышал о его трудах и подай Господи ему сил дальше трудиться на этой ниве).
Основная проблема наших родителей в том, что не хотят услышать и понять своих детей. Отец Олег в этом сам признается:
Мы не понимаем их, они не понимают нас.

А почему не понимают? - потому что не хотят понять. Они не понимают почему дети становятся теми самыми блудниками, наркоманами, погружаются в компьютер. Они искренне удивляются когда узнают что их чадо курит или выпивает или становится наркоманом. Они искренне удивляются когда видят что их ребенок уходит из храма (о.Олег уже не удивляется раз статья так названа). А любой ребенок знает почему так происходит, только никто его не услышит, потому что родители не хотят это услышать.
Мне жаль вас, наши родители. Очевидно, у вас было нелегкое детство. Но те времена безбожия прошли. Советский союз кончился. И ваши дети уже не те, какими были вы. И вам надо наконец это осознать, иначе ужасный разрыв поколений который мы сейчас видим не будет преодолен. Вы так и не сможете понять нас, не сможете быть нам настоящими родителями (появилось новое слово - биологический родитель), не сможете выполнить свой родительский долг, будете как бы мертвы для нас, а мы не будем чтить и уважать вас, тем более слушать то, что вы нам говорите, будем раздражаться и при первой возможности будем скидывать вас на свалку.
Давайте разбираться. Встанем на точку зрения о.Олега и признаем всю молодежь (в статье нигде сказано что речь идет именно о неблагополучной части молодежи: наркоманах, из неполных семей и т.д) такой как в статье написано: блудниками, духовно невменяемой, наркоманами, игроманами и т.д. А дальше зададим себе вопрос: а почему они стали такими?? Из статьи о.Олега получается так, как будто такова природа молодости как будто кроме блуда ей больше ничего не свойственно и с этим нельзя ничего поделать. В этом, пожалуй, заключается новизна статьи, обычно более распространен ответ: это влияние современной культуры, телевизора, пропаганды разврата. Так или иначе, вы признали современную молодежь не пригодной к исправлению и бросили ее до исполнения 35 лет (кстати, такова средняя продолжительность жизни наркомана, если он начнет употреблять в 20-25 лет). И в этом заключается страшная ложь и лицемерие с вашей стороны. На словах вы говорите что переживаете за молодежь, улыбаетесь видя в храме благочестивого юношу, а на деле вам совершенно безразличны ее проблемы, искушения. Вы делаете вид, что ничем не можете помочь нам, хотя в глубине души вы со страхом признаетесь что это не так. Вы не находите слов для общения с вашими же детьми, вы видите что чадо взрослеет, изменяется не в лучшую сторону но то по какому то страху, то по малодушию боитесь с ним заговорить о его проблемах. И продолжаете делать вид что ничего не происходит, что все так и должно быть, пока в один прекрасный день не окажется что ваш сын - наркоман. В это время на голову, совсем еще ребенка сваливается куча проблем. С одной стороны окружающая среда (та самая развратная) требует жесткого подчинения (ребенок больше смерти боится быть белой вороной, не таким как все), с другой стороны родители начинают жестко пресовать с ремнем в руках, изо всех сил добиваясь, чтобы их ребенок не курил, не пил, а трудился, трудился, трудился (самих родителей так воспитывали - тут в комментах предлагали на БАМ или на картошку... бедные родители). При этом родителю совершенно не интересно, что думает, о чем переживает их ребенок, какие у него проблемы. Главное что сыт, не колется, не пьет, не курит, не гуляет. Т.е заботы на уровне забот о собаке: кинут ей кость, посадят на цепь, значит в ближайшие пару дней не сдохнет. На этом этапе теряется связь между родителями и детьми. И что же остается делать детям?? Кричать о помощи, но как?? А!! вспоминают они, в детстве, когда мы болели о нас начинали заботиться, спрашивали что у нас болит, приносили нам молоко с медом в кровать и это подсознательно у них отложилось. А еще родители постоянно твердят, чтобы мы не кололись и не пили, значит на это они не смогут закрыть глаза. И действительно, как только родители узнают, что их ребенок наркоман, сразу появляется некоторая озабоченность, чадо начинают лечить, водить к духовникам, и вообще вроде как заботиться. Да, мои дорогие родители - наркомания, блуд, алкоголизм, а уж еще ярче - компьютерные игры и совсем уж крик души - самоубийство все это сигнал СОС вам. И как же предательски подло с вашей стороны не замечать всего этого, делать вид, что это проблемы молодежи раз она такая неисправимая. Кто-то не доживет до 35, кто-то сделается духовным инвалидом, кто-то чудом с помощью Божией пройдет через все это. Но доверия, уважения, любви к вам уже не будет - это никогда не забудется когда вокруг тебя было много "доброжелателей", любящих родителей, и никто из них не обратил внимания на то, что тебе невыносимо тяжело жить, когда ты стоял на краю крыши своего дома и думал о том, что можно одним шагом прекратить все свои страдания и только оставшаяся любовь к вам (ласковая мама в детстве, стоящая с кружкой молока с медом, когда ты болел) останавливала сделать этот шаг.
Задумайтесь дорогие родители о моих словах, встретьте вашего сына, приходящего из школы с улыбкой на лице (даже если он уже носит майку с бесовскими рожами на груди), спросите его какая музыка ему нравится, познакомьтесь с его друзьями, пусть интересы вашего сына будут вашими интересами, станьте ему старшим другом (никакого панибратства) и тогда ваш ребенок станет вас уважать, а затем и подражать вам. Задумайтесь мои родители где сегодня собирается православная молодежь. Она собирается там, где ее слушают, где их проблемы также важны, как и работа в 40 лет, как и квартирный вопрос, как и неоплаченный кредит. К тем же кто делает вид, что никаких проблем у молодежи нет, что она сама во всем виновата, что их природа - суть блуд, тем и они отвечают они тем же - выкидывают родителей на свалку.
10. Денис К. : Re: Сергей
2010-07-14 в 22:37

На самом деле нашим родителям просто нечего сказать нам. Они почувствовали свое бессилие как-либо повлиять на своих же детей и поступили как проще: сочли их непригодными для Церкви, обвиняя их во всех смертных грехах (в первой статье только в блуде, но зато сколько).



Уважаемый Сергей.

К сожалению такие родители иногда встречаются. Но, уверяю Вас, это никак не относится к отцу Олегу. Отец Олег очень серьезно занимается реабилитацией наркоманов и бывших сектантов. Как Вы понимаете, его подопечные - это в основном молодые люди. Он не понаслышке знает о проблемах молодых людей и, поверьте, у него достаточно опыта, чтобы объективно оценивать эти проблемы. Но он вовсе не призывает бросать молодежых на произвол судьбы. Он сам уделяет молодым людям очень много сил.

Поймите, пожалуйста, правильно отца Олега. Он показывает нам, что среди молодежи достаточно много людей, кто просто не может воспринять проповедь (пока). Это действительно так. Я знаю это по своему личному опыту, я сам был таким. Отец Олег как бы говорит тем, кто занимается миисией среди молодежи: "Будьте готовы к тому, что ваша проповедь не будет иметь успеха." Но он тут же говорит: "Семена посеянные этой проповедью не пропадут, а возможно прорастут, когда чедовеку будет уже 30, 40 или 50 лет."

Благодарите Бога, что Вы находитесь в церкви будучи молодым. Это великий дар. Берегите его. К сожалению, не все Ваши сверстники получили этот дар.

И еще одна важная мысль, которую отец Олег хочет донести до нас. Миссия ни в коем случае не должна пренебрегать пожилыми людьми. Мало того именно им она крайне нужна. Возмжно Вам пожилые люди кажутся чужими и непонятными. (Простите, если моя догадка неверна). Но уверяю Вас они тоже испытывают искушения и они также нуждаются в участии и внимании, а главное у них осталось очень мало времени до того момента, когда покаяние будет уже невозможно.
9. Сергей : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-14 в 17:39

В первой части о.Олега, я оставил свой комментарий, а здесь хочу добавить.
На самом деле нашим родителям просто нечего сказать нам. Они почувствовали свое бессилие как-либо повлиять на своих же детей и поступили как проще: сочли их непригодными для Церкви, обвиняя их во всех смертных грехах (в первой статье только в блуде, но зато сколько). Единственный выход, который им видится - труд (сказывается советское прошлое, тогда это был универсальный способ перековки, создания советских граждан).
Дорогие родители, дедушки и бабушки! Я не хочу взаимно обвинять вас, я считаю низостью обвинять своих братьев и сестер в грехах, все мы грешны (вы ведь тоже молоды были), Господь нас всех спасает.
Но признайтесь честно: вы нас просто кидаете на произвол судьбы. Вам совершенно неохота разбираться в наших проблемах, искушениях, скорбях, потому что и ваши родители с вами не нянчились, они работали, навсегда показав вам единственный способ воспитания. Но мы устали от лжи, от лицемерия, когда нам говорят что заботятся о нас, а на самом деле кидают на произвол судьбы. Вы не хотите нас услышать, не хотите нас понять. Вы хотите чтобы мы были святыми мальчиками и девочками. Но сами при этом не хотите и перстом двинуть наши проблемы, помочь нам, ну хотя бы словом. Все что у вас есть для нас, изъезженные клише: все вы блудники, наркоманы, алкоголики.
А ведь все мы с вами братья и сестры. Вполне возможно, что мы стоим рядом в одном храме. И поэтому очень-очень жаль мне видеть о нас такие отзывы тех, кто должен был позаботиться о нас. Кто должен был поддержать нас в трудную минуту искушения, кто должен был не оттолкнуть нас, даже, если мы совершали ошибки. И где же ваше христианское чувство братства. Десять лет может человек ходить в храм и никого там не знать, и никому он там со своими проблемами не нужен. А ведь это вы, умудренные опытом должны были помочь нам, но вам все как-то некогда, наверно, работать нужно.
Ну что же, придется нам самим заботиться друг о друге, Господь призвал нас в свою Церковь, а там в огне искушений остались наши друзья, никто не придет к ним на помощь, ведь миссию нужно обратить на пожилых людей (по о.Олегу), мы будем бороться за них. Впрочем у нас есть и заботливые отцы, которые нас не броасают, которые нас понимают, о нас заботятся: наш Святейших Патриарх (не жалел для нас своего драгоценного времени, будучи митрополитом, заботится и сейчас), о.Максим Первозванский, о.Алексий Уминский, игумен Иоасаф Полуянов, очень не хвататает нам о.Даниила Сысоева :(
Дорогие наши старшие братья и сестры, мы же стоим с вами рядом в одном храме, неужели вы не чувствуете с нами никакого родства, неужели вам нечего сказать нам, неужели нечем поддержать нас?? Все вместе мы одно Тело Христово, а вы бросаете нас на пожрание миром сим. Вы поступатете хуже, чем мать бросающая своего ребенка в роддоме и вы еще жалуетесь, что ваши дети вас не почитают??
8. lucia : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-14 в 01:42

В молодости человпек добр и склонен к идеализму. Если он растет в православной семье. какими же должны быть окружающие. чтоб он не стал стремиться к добру. Вот самодовольная зрелость - мерзкий период.
7. Смирнова Людмила : Ева, нет возражений
2010-07-13 в 19:12

Вопрос крови действительно очень непростой, ваша реплика только подтверждает это. Я ведь только констатировала факт, что из 200 новых для меня ежегодно детей на образовательном школьном потоке очень мало русских, этот факт у меня самой вызывает большие недоумения, а так что ж, зацикливаться действительно не надо, надо молиться и действовать в рамках закона.
6. Ева : 4 (Людмиле)
2010-07-13 в 16:47

"" Дело тут не только в соблазнах столицы, но и в том, что детей с русской кровью, имеющим генетическую память, почти нет (Санкт-Петербург). В лучшем случае полукровки, которым объективно труднее прийти ко Христу. ""

В моем окружении (Санкт-Петербург) достаточно и православных полукровок,наблюдаются и русские,которые непонятно,чем занимаются.От оккультизма до искреннего восхищения масульманством,буддизмом и т.д.,а то и есть русские неоязычники,желающие возрождения славянского язычества...В церкви недавно наблюдала прихожанку,она кореянка,видно было, с какой самоотдачей она молилась и, как трогательно с ней стоял ее сынишка...Не слишком мы ли мы зацикливаемся на нашей генетики,пусть и такой прекрасной,как русской...Нужна прежде всего,простите,за каламбур духовная православная генетика,которую бы передавали,как бесценный духовный опыт из поколения в поколение,а разрез глаз или затемненность кожи не имеет такого принципиального значения,поверьте...Постигнуть тайну в том,почему этот верит,а этот нет,мне кажется,для человека непостижима до конца,потому что каждый человек ведом промыслом Божьим,который нам неизвестен.И все упрощать только по некоторым моментам,таким как национальность,политическая обстановка в стране,или просто возраст очень упрощает дело...

И для молодежи нужен сугубо индивидуальный подход,поэтому так важны духовники или хотя бы священики,которые уделяют тебе несколько минут...Да,молодость грешит чаще,чем старость,но она и более пластична в влияниях на нее.И этим нужно должно воспользоваться православным.
5. А.В.Шахматов : ЦЕРКОВНЫЕ РАСКОЛЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ С 17 ВЕКА
2010-07-13 в 15:33

К нашей трагедии,действительно, молодёжь покидает храмы,главные причины- священнослужитепли не по призванию, а по назначению, то есть начальники,нет церковных приходов и скоропостижное объединение двух частей РПЦ породило не бывалое разделение в семьях,приходах,общинах Русского Рассения,особенно в Австралии,Аргентине и Канаде,где молодёжь уходит даже в другие религии.Вот что значит,когда решения присходят без народного участия.
4. Смирнова Людмила : миссия нашим детям
2010-07-13 в 15:31

Спасибо отцу Олегу за спокойный, взвешенный подход, за "веру в Промысел Божий и рассуждение с советом" (о. Иоанн Крестьянкин). Опыт воцерковления детей, как классной руководительницы, дал неутешительный вывод - НИ ОДНОГО из моих учеников нет в храме, пока...
Уход в виртуальную реальность не всегда плох, часто это попытка наших детей спрятаться от "свинцовых мерзостей" окружающего мира в мир фантазии и тепла, обрести круг друзей. Чтобы выйти к Господу, нужны силы и помощь, а их пока нет.
И ещё - в массе своей дети гораздо лучше в потенциале, и чем дальше от центров, чем провинциальнее, тем лучше.
О миссионерстве среди молодежи. Возникло ощущение, как у учителя, что сейчас срочно нужно внедрять курс ОПК ВО ВСЕХ ШКОЛАХ России, но только в качестве ОБЯЗАТЕЛЬНОГО факультатива. То есть, предлагаются варианты обучения - основы православия, основы ислама, основы иудаизма или религиоведение (светский курс). Выбирай, что хочешь, но выбор ОБЯЗАТЕЛЕН. При этом курсы читают профессионалы - православный батюшка, имам, представитель синагоги. Светский курс может читать подготовленный учитель. Тут мы страхуемся от "пгавозащитников" на балансе ЦРУ.
Уверена, что подавляющая часть родителей и детей в провинции выберет православного батюшку. А это ведь и есть Россия! Со столицами сложнее. Именно о столичных детях ведет речь о. Олег. Выскажу крамольную мысль. Дело тут не только в соблазнах столицы, но и в том, что детей с русской кровью, имеющим генетическую память, почти нет (Санкт-Петербург). В лучшем случае полукровки, которым объективно труднее прийти ко Христу. Таков мой личный опыт. Но Господь не без милости...
3. Роман Т. : Re: «Не надо удивляться, что молодые люди оставляют храмы»
2010-07-13 в 13:52

Юность-это опасное время, конечно. Но детство является светлой порой только для тех детей, которых воспитывают в Православной вере. А другие, будучи беззащитными, активно впитывают мерзость ТВ и греховных отношений между людьми. Как говорит Св. Иоанн Златоуст: "Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели." И о старости. Старость является благословенной порой, когда есть вера Православная. Но она ужасна, когда происходит окончательное закоснение во грехе. От чего избави всех нас, Господи!
2. Олегк : ..
2010-07-13 в 13:51

Статья затрагивает замечательную тему. В духовном плане - чистая правда. Как проповедь - замечательно. Но в то же время есть и какая-то конъюнктурность - справедливо признавая как бы неизбежность этого состояния молодости, как бы неотвратимость этого оглушения плотью в период с 12 до 40, автор делает непонятные практические выводы. Или не делает совсем ? Завершается статья выводом с которым невозможно спорить - детство золотая пора, старость благословенная пора, юность опасная пора. Замечательно трезвое утверждение. Законно ожидать и трезвых практических выводов. Каковы же они ?

Да прямо таки конъюнктурны и как все конъюнктурное нежизненны: "А теперь, молодые, т.е. наиболее подверженные греховному влиянию плоти, входят во власть, в политику, в бизнес, даже в религию. Но что может сделать доброго духовно и нравственно невменяемый молодой человек?"

Что можно противопоставить этому процессу вхождения духовно невменяемых людей в жизнь ? Кроме все той же замечательной проповеди о.Олега ? В тюрьму ? В психбольницу ? На картошку? На БАМ ? В кружок умелые руки ? О чем мы вообще ?
1. Сергей : виртуальная реальность им ближе действительной реальности
2010-07-13 в 12:58

Это однозначно плохо? Действительная реальность чем-то лучше виртуальной?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме