По словам священника, даже не имея ресурсов, денег и оружия, народы, имеющие цель, «приобретали это все, проявляя волю, а те, у кого смысла, цели и воли не было, отдавали свои ресурсы другим и в итоге исчезали». «Точно так же будет с Россией, если мы не сформулируем задачи, более важные, чем жизнь одного народа или поколения, а тем более чем скромный достаток и сытая самоуспокоенность», - сказал отец Всеволод. По его мнению, Россия всегда поражала мир темпами своего развития, если ставила перед собой глобальные задачи, понимала свою миссию.
Прокомментировать слова отца Всеволода корреспондент издания попросил других известных священнослужителей.
«Миссия не оправдывается успехом, - сказал настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников, комментируя слова отца Всеволода, - Вообще слово "успех" не совсем из нашего лексикона. Но если и прилагать к народам земные мерки успеха, то мы увидим, что в истории "успешными" становились те народы, которые "стремились к успеху", исходя при этом и из религиозной программы, как например, протестанты. К успеху их вело трудолюбие. И они в этом действительно весьма преуспели», - сказал он.
«Что же касается России, то у нас таких перспектив и возможностей просто нет, потому что мы – другой народ. Другой - в смысле иных духовных очертаний. И если мы пойдем за теми же идеалами, что и протестантскими народами, ничего не получится: и успешными не станем, и миссия не будет выполнена. Нам просто будет не до миссии», - считает отец Владислав.
«А бывает и так, что вместо точного осознания миссии, которая задана Богом, некоторые идеологи предлагают России собственное "миссионерское" задание, которое чаще всего сводится либо к пустому самопревозношению (мы-де самые лучшие по природе, от рождения), либо, наоборот, к самоуничижению - обратной стороне того же самого», - считает священник.
«Но что сделать, чтобы было иначе? И вообще, реально ли это? Ведь мир, - во всяком случае, русский мир - кажется, движется совсем не в ту сторону, куда указывает Православие. Можно ли ожидать в такой ситуации решительных преобразований? Казалось бы, вряд ли. Но надежды на чудо никогда не нельзя терять, и уж если этот вопрос будет решен, то решен он будет в порядке чуда. Но чудо надо зарабатывать. Хоть как-то. Хотя бы той частью народа, которая, конечно, очень мала по сравнению со всем народом, но хочется надеяться, что она, по слову евангельскому, и есть та самая закваска, т.е. Церковь. И вот, если Церковь возьмется за эту задачу, то тогда, можно надеяться, дело и правда образуется. Но все равно это будет делом Божиим - делом, которое совершит Бог», - заключил он.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края полагает, что Церкви надо чаще говорить о Христе, спасении и покаянии, нежели о национальной идее. «Все заявления о национальной идее на руку только государству. Но государство и Царство Христово – это разные вещи. Если мы вспомним Библию, то одним из самых первых грехов богоизбранного народа было желание иметь своего земного царя взамен прямого подчинения Богу через духоносных пророков», - подчеркнул он.
«У нас в России сейчас идет новый период массового крещения. Но люди крестятся большей частью неосознанно: из ста человек только два христианина, а все остальные – это крещеные язычники. И здесь главной проблемой мне кажется то, что не произошло покаяния в людях, именно как перемены ума. Церковь открыта людям, но от этого наш народ не стал более христианским. И пока у него не произойдет определенного переворота в мозгах, он не будет понимать, зачем он живет. И я думаю, что священник, выступающий с высокой трибуны, должен был сказать именно об этом. Наша цель – войти в Царство Божие, достичь покаяния и спасения. Почему мы об этом не говорим? Почему представители Церкви говорят обо всем чем угодно, только не про нормальные христианские цели?» - с удивлением отметил отец Сергий.
«Что же касается государства, то какие тут могут быть у него еще цели кроме выживания», - заключил священник.