В вопросе, обращенном к архиерею, читатель в частности спрашивал, как вести себя и как молиться православному в католических храмах, когда он находится в паломнической поездке по Западной Европе, где находится множество общехристианских святынь. «Знакомые, которые уже были в такой поездке, рассказывали, что мощи святых часто находятся под престолами, и православные паломники прикладываются к этим престолам», - говорится в вопросе к владыке и испрашивается совет, как быть православному человеку в таком случае.
«В католических храмах действительно есть множество святынь, почитаемых православными людьми - мощей святых и чудотворных икон. Значительная их часть была вывезена из Константинополя, Иерусалима, Антиохии, Александрии во время разграбления их крестоносцами. Однако во всем, что происходит, есть Промысл Божий, и эти святыни по сути оказались спасенными от уничтожения их магометанами. Кроме того, в Европе, на территории бывшей Римской империи, просияло множество святых первых веков Христианства, древней, еще не разделенной Церкви. Поэтому, действительно, сегодня православное паломничество в Западную Европу развивается очень активно», - сказал епископ Лонгин.
«Огромное количество наших паломников ездит в Бари, к мощам Святителя Николая, которые находятся в католической базилике, - напомнил он. - Над ракой с мощами находится престол, на котором регулярно совершается, по разрешению католических властей, православная Литургия - на православном антиминсе, православным духовенством, и паломники имеют возможность причаститься».
«Если во время паломничества мы заходим в католический храм, чтобы помолиться перед общехристианскими святынями, это не значит, что мы тем самым соглашаемся с искажениями православного учения, которые имеют место в католицизме. При этом надо твердо помнить, что, согласно канонам, православным христианам участвовать в совместных молитвах с инославными и причащаться с ними недопустимо», - заключил владыка Лонгин.