После Литургии мы с прихожанами ездили на Богословское кладбище, где я служил панихиду на могиле протоиерея Василия. На ней в общей сложности собралось человек 10. Так что действительно, громким этот юбилей не назовешь. А между тем до революции отец Василий был одним из самых известных священников Санкт-Петербурга. Большую часть жизни он был настоятелем Вознесенского собора в Санкт-Петербурге.
Он был известен как одни из инициаторов движения трезвенников в России, издавал серию книг под названием «Друзьям трезвости», которые раздавались бесплатно «о время народных гуляний для назидания» Именно его речью было открыто Первое Общество трезвости в Санкт-Петербурге 22 апреля 1890 г.
Он был сторонником распространения церковно-народного пения, и организатором церковно-народных хоров в Санкт-Петербурге. Кстати, именно это его деяние отмечено в надписи на надгробной плите.
Он был также известен как петербургский златоуст. Его часто приглашали на торжественные службы только доля того, чтобы отец Василий произнес яркую проповедь.
Он был замечательный духовный писатель, автор душеполезных размышлений и исторических очерков. Нужно отметить также поэтический талант протоиерея Василия, издавшего 7 выпусков «Духовных стихотворений». Общий тираж его книг в конце жизни достиг полумиллиона экземпляров.
Но сегодня для нас особенно важна его духовная близость к отцу Иоанну Кронштадтскому. Его можно назвать сподвижником и учеником Кронштадтского пастыря. Достаточно сказать об одном факте: в дни празднования Дня Ангела св. Иоанна Кронштадтского в Андреевском соборе, приветственную проповедь от лица Петербургского духовенства как правило произносил именно протоиерей Василий Михайловский. Некоторые из этих проповедей сохранились, будучи опубликованными.
Я впервые встретил имя протоиерея Василия Михайловского лет 10 назад, когда удалось обрести наперсный крест св. Иоанна Кронштадтского с дарственной надписью. Тогда я стал разыскивать материалы, связанные с этим крестом, и узнал, что слово при вручении этого креста 19 октября 1884 года произнес неизвестный мне тогда протоиерей Василий Михайловский.
Вручение наградного креста - особый момент. И участие в нем отца Василия показало его глубокое духовное сродство со св. Иоанном Кронштадтским. После этого я всегда отмечал имя отца Василия Михайловского, если встречал его в церковно-исторической литературе.
Месяц назад к нам в храм на воскресную Литургию пришла петербургская исследовательница историк-краевед Татьяна Иннокентьевна Ганф. Особенно глубоко она занимается историей погребений на Богословском кладбище, которое она исходила вдоль и поперек и открыла немало забытых могил духовенства.
В этот раз она мне сообщила о том, что нашла могилу протоиерея Василия Михайловского. Она не знала, что я имею особый интерес к этому имени. Я ей тут же предложил съездить на кладбище, посмотреть и помолиться на его могилке.
На удивление, надгробие с высоким крестом из серого гранита и литая металлическая оградка прекрасно сохранились. Прочитав надпись, мы обнаружили, что отец Василий преставился 14 июня 1910 года. «Так ведь получается, что 27 июня исполняется ровно 100 лет со дня кончины протоиерея». Пораженные этим нашим открытием, мы договорились 27 июня обязательно приехать сюда и послужить панихиду.
Об этом юбилее узнали еще верующие люди, которые ухаживают на кладбище за могилкой блаженного инока Владимира и другими чтимыми могилками. Они почистили и покрасили надгробие отца Василия. Я увидел крест и надгробие, очищенное от грязи и мелкого мха, оградку зачистили и отшлифовали под покраску, покрыли грунтом.
Хотя на могилке нас было немного, но я радовался самому факту, что панихида была отслужена. Ведь могло так случиться, что в день 100-летия на могилке отца Василия никто бы не зажег свечу. Таких батюшек нам забывать нельзя...
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), «Русская народная линия»