Трудовая этика должна строиться на религиозном сознании

Православные священнослужители об уважении к труду

Новости Москвы 
0
159
Время на чтение 6 минут

Как уже сообщала РНЛ, в Виннипеге (Канада) прошел саммит религиозных лидеров. Среди тем, которые на нем обсуждались, была и проблема бедности. Выступая на встрече, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) заметил: «Бедность – это многогранный феномен, который имеет не только региональное измерение на планете. Считается, что преодоление бедности возможно с помощью справедливого перераспределения материального богатства. Однако надо помнить, что часто к бедности приводит угнетенное состояние духа. Так, в богатых странах появляются люди, которые не желают трудиться, даже если есть возможность заработка. Они предпочитают вести асоциальный способ жизни или довольствоваться государственными пособиями. Поэтому вместе с наращиванием социальной поддержки на основе принципа справедливости необходимо прилагать усилия по воспитанию в обществе этики трудолюбия, а также поддерживать любое стремление человека зарабатывать себе на жизнь и благотворить ближнему. Важно рекомендовать политическим лидерам продумать меры по поддержке малого предпринимательства и защиты частного бизнеса, который является одним из выражений практического трудолюбия, заповеданного Богом первому человеку».

Как отмечает Regions.Ru, об упадке трудовой этики в России недавно говорил и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов: «Наших работодателей я прекрасно понимаю. Найти бригаду непьющих русских рабочих, да еще чтобы была гарантия честности и качества, невозможно. Кто бы ни заказывал работу (хоть правительство Москвы, хоть администрация президента), делают так, что вскоре все сыпется и отваливается. Кричать можно сколько угодно, но заказчик, естественно, предпочтет таджиков. Они не пьют и работают на совесть. Я выхожу из дома во двор и не могу сдержать слез — я никогда не видел свой двор таким чистым. А ведь такой снежной зимы не было в Москве 40 лет! Дворник — таджик, приехал, потому что надо кормить внуков. Он меня так растрогал, что я дал ему денег и сказал: «Талиб, я никогда не видел такой прекрасной работы». Попробуйте, например, студентов богословского университета заставить так относиться к своему послушанию, как Талиб к своей работе. Или представьте русского дедушку, который, чтобы прокормить своих внуков, поедет за тысячи километров. С боку на бок не перевернется, а будет гнать жену на работу, да еще цитировать апостола Павла — «жена да убоится мужа», требуя, чтобы она ему, бездельнику, подчинялась. И ведь это не единичный случай, а обычная картина современной русской семьи».

«Чем, по-вашему, объясняется упадок трудовой этики в нашей стране? Можно ли изменить эту ситуацию, и если да, то как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что упадок трудовой этики - часть общей этической деградации общества. «Упадок трудовой этики – лишь составная часть этого процесса, как и сама трудовая этика является лишь одной из многих и отнюдь не центральной составляющей этики как таковой», - сказал он.

«Ситуация в целом не исправится, если заниматься только насаждением трудолюбия. Это, конечно, вещь весьма полезная, но в нашем случае это не самое главное. Это хорошо, наверное, сработало бы, например, в протестантском контексте. У нас же в первую очередь должна исправиться ситуация в духовном плане, требующем содержательного соответствия идеальному бытию. У нас этого нет. А способствовать этому в нашем теперешнем положении могли бы, наверное, только какие-то мощные основательные потрясения», - считает протоиерей.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, напомнил, что заповедь трудиться была дана Адаму еще в Раю до грехопадения и является одним из условий жизни, установленных Господом. «То, что труд теряет свою ценность и перестает формировать подрастающее поколение, вызывает подозрения, что за этим стоит простая задача по сокращению численности населения и созданию новой системы общественных отношений. Чтобы люди как можно дальше отходили от истинных ценностей жизни, чтобы они подальше отходили от Бога и быстрее попадали в небытие», - сказал он.

«Если мы действительно хотим перевернуть создавшееся положение, то в первую очередь и национальным лидерам, и всем, кто имеет какое-либо влияние, особенно на молодежь, нужно четко и внятно проговорить, чего же мы хотим. Хотим ли, чтобы население умножалось, думаем ли, где и как будут работать молодые люди и по каким принципам они будут жить?» - задался вопросом протоиерей. «Эти принципы не надо выдумывать. Они даны нам Богом и проверены жизнью. Если мы их придерживаемся, у нас все хорошо. Если же нарушаем, то все деградирует и разрушается. Это вопрос целенаправленной политики», - заявил он.

«Но наша государственная элита показывает себя служительницей совершенно чуждых жизни идей, в соответствии с которыми не нужен прирост населения, не нужно думать о нуждах людей, а думать нужно лишь о сохранении социальной стабильности при медленном вымирании», - заключил священник.

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", полностью согласился с мнением игумена Филиппа. «Отец Филипп прав на все сто процентов, говоря, что сегодня задача социума - укреплять добро и противодействовать злу: «наращивая социальную поддержку на основе принципа справедливости, необходимо прилагать усилия по воспитанию в обществе этики трудолюбия, а также поддерживать любое стремление человека зарабатывать себе на жизнь и благотворить ближнему». Однако последние двадцать лет наша российская действительность страдает нерешительностью и бездейственностью. Многие после советского режима сегодня стараются избегать резких решений. Однако в данном случае необходимо оптимизировать социальную деятельность, - в частности, разработать и последовательно применять антиалкогольные законы, которые помогут справиться с упадком трудовой этики в стране. Люди должны сами понять, что можно жить без пьянства, работать и делать что-то доброе», - сказал он.

«Россияне могут работать не хуже мигрантов. Это факт, в котором не стоит сомневаться», - возразил он на слова протоиерея Димитрия Смирнова. «Конечно, у нас пьют – это бесспорно. Но в таком случае надо не опускать руки, а помогать людям избавляться от этой пагубной привычки и ото всех негативных явлений, мешающих жить полноценно. Не стоит кричать, что ни один русский не может прожить без бутылки и что он не умеет держать в руках монтировку», - заключил отец Макарий.

Иеромонах Платон (Воробьев), председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии, убежден, что упадок трудовой этики произошел после развала Советского Союза. «Переломный момент произошел именно после развала Союза. До СССР в России была очень высокая трудовая этика. Свидетельство тому – трудолюбие крестьянских семей, в которых даже дети понимали, что на хлеб надо зарабатывать», - сказал он.

Священник считает, что современной России будет непросто изменить ситуацию с трудовой этикой. «Народ не заставишь работать из-под палки. Поэтому я не знаю, как можно переломить такую тенденцию. Хотя, возможно, это получится сделать, если государством будет разработана целевая политика в данном направлении, которая всячески будет стимулировать и поддерживать стремление граждан зарабатывать себе на жизнь», - заключил отец Платон.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, заявил, что в нашей стране созданы практически все условия, чтобы у большей части трудового населения отсутствовала устойчивая мотивация честной трудовой деятельности. "Здесь и СМИ стараются, вытесняя из народного сознания традиционные ценности и навязывая нормальным людям комплекс неполноценности через пропаганду «красивой жизни», на которую честным трудом не заработать. Да и социально-экономическую ситуацию в стране в целом более, чем странной не назовешь. Спрашивается, зачем человеку работать, если он не ощущает принципиального улучшения жизни, если он изначально знает, что честным трудом на нормальное жилье в нашей ситуации он никогда - вообще никогда - не заработает?" - задал отец Алексий риторический вопрос.

"Очевидно, государственная власть при желании могла бы изменить эту ситуацию. Но для этого люди, располагающиеся на всех ступеньках чиновничьей системы, должны осознать, что их функция заключается в служении народу, а не в использовании общества в качестве дойной коровы. Но им, видимо, пока и так хорошо", - печально заключил он.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак полагает, что упадок трудовой этики тесно связан с проблемой внутренней ответственности человека, его сознательностью и самодисциплиной. «Наилучшим образом эту проблему решает религия. Именно она воспитывает в человеке ответственность перед Богом и людьми, перед обществом и государством. На религиозном основании и должна строиться трудовая этика», - сказал он.

«К сожалению, долгое время, особенно в советский период, этика часто основывалась на принципах, в которые люди не верили. Плоды этой ложной этики мы сейчас и пожинаем. Возрождение этики, в том числе и трудовой, должно происходить на основании религиозных и морально-нравственных принципов. Тогда только человек научится ответственному отношению к труду и не будет паразитировать на труде других», - добавил священник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19