Как уже сообщала РНЛ, в Виннипеге (Канада) прошел саммит религиозных лидеров. Среди тем, которые на нем обсуждались, была и проблема бедности. Выступая на встрече, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) заметил: «Бедность – это многогранный феномен, который имеет не только региональное измерение на планете. Считается, что преодоление бедности возможно с помощью справедливого перераспределения материального богатства. Однако надо помнить, что часто к бедности приводит угнетенное состояние духа. Так, в богатых странах появляются люди, которые не желают трудиться, даже если есть возможность заработка. Они предпочитают вести асоциальный способ жизни или довольствоваться государственными пособиями. Поэтому вместе с наращиванием социальной поддержки на основе принципа справедливости необходимо прилагать усилия по воспитанию в обществе этики трудолюбия, а также поддерживать любое стремление человека зарабатывать себе на жизнь и благотворить ближнему. Важно рекомендовать политическим лидерам продумать меры по поддержке малого предпринимательства и защиты частного бизнеса, который является одним из выражений практического трудолюбия, заповеданного Богом первому человеку».
Как отмечает Regions.Ru, об упадке трудовой этики в России недавно говорил и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов: «Наших работодателей я прекрасно понимаю. Найти бригаду непьющих русских рабочих, да еще чтобы была гарантия честности и качества, невозможно. Кто бы ни заказывал работу (хоть правительство Москвы, хоть администрация президента), делают так, что вскоре все сыпется и отваливается. Кричать можно сколько угодно, но заказчик, естественно, предпочтет таджиков. Они не пьют и работают на совесть. Я выхожу из дома во двор и не могу сдержать слез — я никогда не видел свой двор таким чистым. А ведь такой снежной зимы не было в Москве 40 лет! Дворник — таджик, приехал, потому что надо кормить внуков. Он меня так растрогал, что я дал ему денег и сказал: «Талиб, я никогда не видел такой прекрасной работы». Попробуйте, например, студентов богословского университета заставить так относиться к своему послушанию, как Талиб к своей работе. Или представьте русского дедушку, который, чтобы прокормить своих внуков, поедет за тысячи километров. С боку на бок не перевернется, а будет гнать жену на работу, да еще цитировать апостола Павла — «жена да убоится мужа», требуя, чтобы она ему, бездельнику, подчинялась. И ведь это не единичный случай, а обычная картина современной русской семьи».
«Чем, по-вашему, объясняется упадок трудовой этики в нашей стране? Можно ли изменить эту ситуацию, и если да, то как?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что упадок трудовой этики - часть общей этической деградации общества. «Упадок трудовой этики – лишь составная часть этого процесса, как и сама трудовая этика является лишь одной из многих и отнюдь не центральной составляющей этики как таковой», - сказал он.
«Ситуация в целом не исправится, если заниматься только насаждением трудолюбия. Это, конечно, вещь весьма полезная, но в нашем случае это не самое главное. Это хорошо, наверное, сработало бы, например, в протестантском контексте. У нас же в первую очередь должна исправиться ситуация в духовном плане, требующем содержательного соответствия идеальному бытию. У нас этого нет. А способствовать этому в нашем теперешнем положении могли бы, наверное, только какие-то мощные основательные потрясения», - считает протоиерей.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, напомнил, что заповедь трудиться была дана Адаму еще в Раю до грехопадения и является одним из условий жизни, установленных Господом. «То, что труд теряет свою ценность и перестает формировать подрастающее поколение, вызывает подозрения, что за этим стоит простая задача по сокращению численности населения и созданию новой системы общественных отношений. Чтобы люди как можно дальше отходили от истинных ценностей жизни, чтобы они подальше отходили от Бога и быстрее попадали в небытие», - сказал он.
«Если мы действительно хотим перевернуть создавшееся положение, то в первую очередь и национальным лидерам, и всем, кто имеет какое-либо влияние, особенно на молодежь, нужно четко и внятно проговорить, чего же мы хотим. Хотим ли, чтобы население умножалось, думаем ли, где и как будут работать молодые люди и по каким принципам они будут жить?» - задался вопросом протоиерей. «Эти принципы не надо выдумывать. Они даны нам Богом и проверены жизнью. Если мы их придерживаемся, у нас все хорошо. Если же нарушаем, то все деградирует и разрушается. Это вопрос целенаправленной политики», - заявил он.
«Но наша государственная элита показывает себя служительницей совершенно чуждых жизни идей, в соответствии с которыми не нужен прирост населения, не нужно думать о нуждах людей, а думать нужно лишь о сохранении социальной стабильности при медленном вымирании», - заключил священник.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", полностью согласился с мнением игумена Филиппа. «Отец Филипп прав на все сто процентов, говоря, что сегодня задача социума - укреплять добро и противодействовать злу: «наращивая социальную поддержку на основе принципа справедливости, необходимо прилагать усилия по воспитанию в обществе этики трудолюбия, а также поддерживать любое стремление человека зарабатывать себе на жизнь и благотворить ближнему». Однако последние двадцать лет наша российская действительность страдает нерешительностью и бездейственностью. Многие после советского режима сегодня стараются избегать резких решений. Однако в данном случае необходимо оптимизировать социальную деятельность, - в частности, разработать и последовательно применять антиалкогольные законы, которые помогут справиться с упадком трудовой этики в стране. Люди должны сами понять, что можно жить без пьянства, работать и делать что-то доброе», - сказал он.
«Россияне могут работать не хуже мигрантов. Это факт, в котором не стоит сомневаться», - возразил он на слова протоиерея Димитрия Смирнова. «Конечно, у нас пьют – это бесспорно. Но в таком случае надо не опускать руки, а помогать людям избавляться от этой пагубной привычки и ото всех негативных явлений, мешающих жить полноценно. Не стоит кричать, что ни один русский не может прожить без бутылки и что он не умеет держать в руках монтировку», - заключил отец Макарий.
Иеромонах Платон (Воробьев), председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии, убежден, что упадок трудовой этики произошел после развала Советского Союза. «Переломный момент произошел именно после развала Союза. До СССР в России была очень высокая трудовая этика. Свидетельство тому – трудолюбие крестьянских семей, в которых даже дети понимали, что на хлеб надо зарабатывать», - сказал он.
Священник считает, что современной России будет непросто изменить ситуацию с трудовой этикой. «Народ не заставишь работать из-под палки. Поэтому я не знаю, как можно переломить такую тенденцию. Хотя, возможно, это получится сделать, если государством будет разработана целевая политика в данном направлении, которая всячески будет стимулировать и поддерживать стремление граждан зарабатывать себе на жизнь», - заключил отец Платон.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, заявил, что в нашей стране созданы практически все условия, чтобы у большей части трудового населения отсутствовала устойчивая мотивация честной трудовой деятельности. "Здесь и СМИ стараются, вытесняя из народного сознания традиционные ценности и навязывая нормальным людям комплекс неполноценности через пропаганду «красивой жизни», на которую честным трудом не заработать. Да и социально-экономическую ситуацию в стране в целом более, чем странной не назовешь. Спрашивается, зачем человеку работать, если он не ощущает принципиального улучшения жизни, если он изначально знает, что честным трудом на нормальное жилье в нашей ситуации он никогда - вообще никогда - не заработает?" - задал отец Алексий риторический вопрос.
"Очевидно, государственная власть при желании могла бы изменить эту ситуацию. Но для этого люди, располагающиеся на всех ступеньках чиновничьей системы, должны осознать, что их функция заключается в служении народу, а не в использовании общества в качестве дойной коровы. Но им, видимо, пока и так хорошо", - печально заключил он.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак полагает, что упадок трудовой этики тесно связан с проблемой внутренней ответственности человека, его сознательностью и самодисциплиной. «Наилучшим образом эту проблему решает религия. Именно она воспитывает в человеке ответственность перед Богом и людьми, перед обществом и государством. На религиозном основании и должна строиться трудовая этика», - сказал он.
«К сожалению, долгое время, особенно в советский период, этика часто основывалась на принципах, в которые люди не верили. Плоды этой ложной этики мы сейчас и пожинаем. Возрождение этики, в том числе и трудовой, должно происходить на основании религиозных и морально-нравственных принципов. Тогда только человек научится ответственному отношению к труду и не будет паразитировать на труде других», - добавил священник.