В этот день 1941 года - на пятый день Великой Отечественной войны - русский летчик Александр Спиридонович Маслов, пожертвовав своей жизнью, совершил огненный таран немецкой автоколонны.
Он родился 22 ноября 1907 года в селе Андреевском Московской губернии. Окончив 4 класса коломенской заводской школы и школу крестьянской молодежи, три года работал киномехаником в Коломне при отделе народного образования. В октябре 1929 года был призван в Красную армию, служил в 10-м Туркестанском стрелковом полку в Ленинграде. Отслужив положенный срок, Александр Маслов поступил в военно-теоретическую школу летчиков, вслед за которой окончил курсы командиров. Великую Отечественную войну летчик встретил командиром 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа. Его авиаполк оказался одним из первых, который столкнулся с вторгнувшимся в наше Отечество неприятелем - Маслов принял участие в этой войне с первых ее часов. 26 июня 1941 г. во время бомбежки вражеской танковой колонны в районе Минска, самолет Маслова был подбит неприятелем. С пробитым бензобаком экипаж самолета принял решение бросить полыхающую пламенем машину на автоколонну противника, пожертвовав своими жизнями.
Однако подвиг капитана Маслова - один из первых в годы Отечественной войны, из-за возникшей путаницы оказался незаслуженно забытым. В спешке, советская пропаганда приписала этот первый таран вражеской техники сверстнику и однополчанину Маслова - командиру 4-й эскадрильи Николаю Францевичу Гастелло, также подбитому немцами и павшему смертью храбрых в том же бою.
Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 г. в семье рабочего-белоруса (по другим данным - обрусевшего немца) Франца Гостыло. По окончании школы военных летчиков он участвовал в боях на р. Халхин-Гол и в Советско-финской войне 1939-40 гг. К началу Великой Отечественной войны капитан Гастелло служил в одном авиаполку с капитаном Масловым. В тот же день - 26 июня 1941 г. - его эскадрилья также бомбила неприятеля. Самолет Гастелло был сбит и весь его экипаж (лейтенанты А.А.Буденюк, Г.Н.Скоробогатый и старший сержант А.А.Калинин) погиб. По некоторым данным, Гастелло также пытался направить свою машину на неприятеля, но горящий самолет не сумел долететь до противника. Посмертно Гастелло был награжден званием Героя Советского Союза, а члены его экипажа - орденом Отечественной войны 1-й степени. Имя Николая Гастелло стало известно каждому советскому школьнику, а об Александре Маслове забыли. Ошибка вскрылась в брежневские времена, но о ней предпочли умолчать. Лишь 2 мая 2004 года справедливость была восстановлена - капитану А.С.Маслову было посмертно присвоено звание Героя России.
В этот день 1899 года родилась третья дочь в семье Царя-Мученика Николая II Александровича Великая Княжна Мария Николаевна (день памяти 17 июля). Царевна-Мученица Мария Николаевна замечательно точно вписывалась в архетип русской девушки, представляя собой, может быть, самый любимый на Руси женский образ. С.Я.Офросимова заметила эту яркую, подчеркнутую самой природой русскость Великой Княжны Марии: "Ее смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на нее и невольно представляешь ее одетой в русский боярский сарафан; вокруг ее рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающейся груди - самоцветные камни, а над высоким белым челом - кокошник с самокатным жемчугом. Ее глаза освещают все лицо особенным, лучистым блеском; они… по временам кажутся черными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец ее нежных щек. Она весела и жива, но еще не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины".
Фрейлина Императрицы Юлия Ден вспоминала о ней: "Когда я впервые познакомилась с Великой Княжной Марией Николаевной, она была еще совсем ребенком. Во время революции мы очень привязались друг к другу и почти все дни проводили вместе. Она была просто золото и обладала недюжинной внутренней силой. Однако до наступления тех кошмарных дней я даже не подозревала, насколько она самоотверженна. Ее Высочество была поразительно красива… глаза, опушенные длинными ресницами, густые темно-каштановые волосы. Некоторая полнота Марии Николаевны была поводом для шуток со стороны Ее Величества. Она не была такой живой, как ее сестры, зато имела выработанное мировоззрение и всегда знала, чего хочет и зачем".
Но наиболее полный портрет Царевны, пожалуй, составил генерал М.К.Дитерихс: "Великая Княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично русская, добродушная, веселая, с ровным характером, приветливая девушка. Она любила и умела поговорить с каждым, в особенности с простым человеком. Во время прогулок в парке вечно она, бывало, заводила разговор с солдатами охраны, расспрашивала их и прекрасно помнила, у кого как звать жену, сколько детишек, сколько земли и т. п. У нее находилось всегда много общих тем для бесед с ними. За свою простоту она получила в семье кличку "Машка" - так звали ее сестры и Алексей Николаевич. Говорили, что наружностью и силой она уродилась в Императора Александра III. И действительно, она была очень сильна: когда больному Алексею Николаевичу нужно было куда-нибудь передвинуться, он зовет: "Машка, неси меня". Она легко его поднимала и несла. Заболела она корью последней из Семьи; вследствие простуды в исторический вечер 27 февраля болезнь ее приняла особую тяжелую форму, перейдя в крупозное воспаление легких очень сильной степени. Только сильный организм Великой Княжны помог в конце концов побороть тяжелую болезнь, но неоднократно положение принимало критическое состояние. Во время ареста она сумела расположить к себе всех окружающих, не исключая и комиссаров Панкратова и Яковлева, а в Екатеринбурге охранники-рабочие обучали ее готовить лепешки из муки без дрожжей".
Сегодня мы также вспоминаем певицу Антонину Васильевну Нежданову (1873-1950) и певца Сергея Яковлевича Лемешева (1902-1977). Завтра мы также вспоминаем искусствоведа и гравера, члена Петербургской АН, воспитателя Великого князя Петра Феодоровича (будущего Императора Петра III) Якоба (Якова Яковлевича) Штелина (1709-1785) и электрохимика Алексея Николаевича Барабошкина (1925-1995).