«Канцлер ФРГ Ангела Меркель неожиданно призвала Россию вывести из Приднестровья российский миротворческий контингент, пообещав взамен свою поддержку выдвинутого Президентом Дмитрием Медведевым предложения подписать Договор о европейской безопасности. На мой взгляд, это несерьезное предложение. Дело в том, что нахождение российских войск в Приднестровье не является результатом договоренности между Москвой и Берлином или каких-либо иных внешних игроков. Скорее, это результат происшедшей в 1992 году войны между Приднестровьем и Молдовой. Нахождение на территории ПМР российских войск является залогом невозобновления вооруженного конфликта. К сожалению, такую вероятность пока еще нельзя исключать», - заявил в интервью порталу КМ.Ru заместитель директора Центра политических технологий Сергей Михеев.
По его словам, «поэтому в независимости от того, будет Европа рассматривать «план Медведева» или нет, это не разрешит приднестровский конфликт». «Меркель же высказывается в таком ключе, как будто приднестровско-молдавского противостояния нет, а есть лишь неоправданное военное присутствие России, которое нужно лишь для удовлетворения неоправданных геополитических амбиций России. В действительности конфликт все еще продолжается, хотя и перешел в латентную фазу. Жители ПМР и Молдовы по-прежнему де-факто находятся в разных государствах. Причем недавний приход к власти в Кишиневе откровенных националистов и прорумынски настроенных радикалов только осложнил эту ситуацию. Так что необходимость присутствия российских войск в этом регионе только повышается. Вот почему предложение Меркель, на мой взгляд, не имеет практического смысла. Не понятно, кто тогда будет гарантировать невозобновление военных действий», - продолжил политолог.
«Во-вторых, предложение Медведева о подписании всеобъемлющего Договора о европейской безопасности — это не вопрос для какого-либо геополитического размена. Скорее, это означает предложение подумать над созданием такой системы безопасности, которая навсегда сняла бы для Европы «угрозу с Востока». Вот о чем идет речь, а не о всяких геополитических или экономических разменах. Медведев предлагает взаимовыгодную стратегию — чтобы Европа обезопасила себя с Востока, а Россия — с Запада. Это вопрос исторического масштаба, который выходит далеко за рамки любых возможных ситуативных разменов», - подчеркнул Михеев.
Как отметил эксперт, «что касается обещаний Германии, о которых говорит Меркель, то они абсолютно абстрактны и ни к чему не обязывают». «Как немецкую сторону, так и тем более ЕС. В конце концов, президент России адресовал свою инициативу не только Германии, а всей Европе в целом. Если Меркель считает, что она готова отвечать за весь Евросоюз, то это ничего, кроме удивления, вызвать не может. То есть от России требуют совершенно конкретного шага, в то время как со стороны Европы (причем от лица одного национального лидера) нам лишь обещают в будущем рассмотреть наше предложение поподробнее. Вообще, Меркель может пообещать нам все что угодно. Она вообще неправомочна делать подобные заявления от лица всего Евросоюза. При всем моем уважении лично к ней и к Германии», - добавил политолог.
«Кроме прочего, мы знаем исторические прецеденты, когда СССР (а позже Россия) шел на вполне реальные уступки в обмен на подобные обещания «рассмотреть вопрос». В итоге мы, со своей стороны, шли на реальные уступки, в то время как Запад совершенно абстрагировался от своих обязательств. Самый очевидный пример, который напрашивается в данной связи,— это договоренность, которую достиг Михаил Горбачев со странами НАТО по поводу вывода советских войск из Восточной Германии в обмен на обещание Альянса не распространяться на восток. В результате советские войска были реально выведены из Германии, после чего НАТО спокойно продолжило свое расширение в восточном направлении. При этом оно до сих пор рассматривает все новые территории для своей дальнейшей экспансии. Это означает, что подобным обещаниям верить просто нельзя. Так что, повторюсь, всерьез рассматривать это предложение, наверное, не имеет смысла», - заключил Сергей Михеев.