Как сообщает Лента.ru, имя нового президента Польши определится во втором туре. Маршал сейма Польши Бронислав Коморовский (лидер партии «Гражданская платформа») и председатель партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский вышли во второй тур президентских выборов. Согласно данным Национальной избирательной комиссии Польши, разрыв между двумя главными претендентами на пост президента составил 4,5% в пользу Коморовского. В ходе первого тура, состоявшегося 20 июня, за маршала сейма и исполняющего обязанности президента Польши Коморовского проголосовали 41,22% избирателей. Его основного конкурента Ярослава Качиньского поддержали 36,74% жителей Польши.
График, опубликованный на сайте Gazeta.pl, свидетельствует, что Коморовского поддержали, в основном, западные воеводства Польши, в то время как Качиньского - восточные.
Согласно польским законам, если в первом туре ни один из кандидатов не набирает больше 50% голосов, назначается второй тур, в который выходят два лидера голосования. Второй тур выборов назначен на 4 июля.
Третье место по итогам воскресного голосования занял кандидат от левой оппозиции Гжегож Наперальский. Его поддержали 13,68% избирателей, что, как отмечает AFP, делает Наперальского влиятельной фигурой, способной повлиять на итог голосования во втором туре. Опросы, по информации агентства, говорят о том, что две трети его избирателей намерены поддержать Коморовского.
За каждого из остальных семерых кандидатов на пост президента проголосовали не более 2,5% избирателей. В сумме их поддержали 8,36% поляков. Явка на выборах составила 54,85%.
Несмотря на то, что польская избирательная комиссия подсчитала пока не все 100% голосов (к моменту написания новости было обработано 94,3% бюллетеней), Gazeta.pl отмечает, что изменений в результатах первого тура не будет.
После того, как стали известны результаты голосования, Коморовский заявил перед своими сторонниками, что «в жизни, как в футболе и других видах спорта, дополнительное время - самое трудное». В связи с этим он призвал мобилизовать силы и энергию для «финального рывка». Качиньский, со своей стороны, назвал веру главным фактором для победы. «Мы должны выиграть для нашей родины, для Польши», - заявил брат-близнец погибшего 10 апреля в авиакатастрофе России президента Польши Леха Качиньского.
«Качиньские пришли к власти в 2005 году под амбициозными лозунгами построения четвертой Речи Посполитой. Первая - это историческая Речь Посполитая, вторая - межвоенная Польша, третья - та, что была до них, причем, период Польской Народной Республики не считался вообще. Амбиции у Качиньских были большие, они хотели добиться энергетической независимости страны, пытались воздействовать на Украину и Литву. Но в конечном счете всё это привело к тому, что Польша рассорилась со своими западными союзниками, да и на Востоке у них ничего не получилось. В результате на парламентских выборах премьер-министром стал Дональд Туск», - заметил, говоря о причинах падения рейтинга Качиньских, Сергей Лебедев.
Кроме того, сказал он, хотя «Гражданская платформа» так же, как и «Право и справедливость», вышла из «Солидарности», между этими двумя партиями есть серьезные разногласия. «Строго говоря, "Гражданская платформа" - это полуевропеисты. Эта партия попытается сделать Польшу заурядной либеральной и постхристианской западной страной с правами всяческих меньшинств. А между тем, Польша - это одна из немногих европейских стран, где ещё можно говорить о живом католическом христианстве. Пожалуй, только Польша и Ирландия - эти две окраины католического мира - сохранили ещё какую-то религиозность», - заметил политолог.
Комментируя раскол польского общества в своих политических симпатиях по географическому признаку, С.Лебедев заметил: «Польша достаточно четко разделена географически на депрессивные экономические регионы, на аграрные, с маленькими городами, но зато очень традиционалистски настроенные, которые упорно голосуют за "Право и справедливость", и космополитические регионы, делающие ставку на дальнейшую интеграцию страны в Европу».
«Возникает банальный вопрос: а кто из кандидатов лучше для России? Как бы цинично это не звучало, но, на мой субъективный взгляд, лучше чтобы с небольшим перевесом победил Коморовский, а его правление прошло в конфронтации с добрыми католиками из партии "Право и справедливость". Это в значительной степени нейтрализовало бы как проевропейскую, так и антироссийскую деятельность Польши. Если в Польше сохранится мирное, цивилизованное противостояние политических сил, то будет определенная гарантия умеренного курса. Поэтому было бы неплохо, чтобы победил Коморовский, но на него оказывала давление сильная католическая оппозиция, защищающая Польшу от превращения в нечто среднеевропейское, наподобие мелких стран Европы», - заключил Сергей Лебедев.