Сегодня Президент России Дмитрий Медведев поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру ограничить поставки газа в Белоруссию с 21 июня и продолжить переговоры по погашению задолженности за поставленный ранее российский газ, сообщает официальный сайт Президента России. В ходе встречи А.Миллер информировал главу государства о ходе переговоров компании с белорусскими коллегами по погашению задолженности за поставки российского газа в период с января по апрель текущего года.
Глава «Газпрома» сообщил Президенту, что Белоруссия признает долг за газ, но предлагает произвести оплату машинами, оборудованием и разными другими товарами. Со своей стороны Дмитрий Медведев подчеркнул, что в соответствии с российским законодательством, иностранные платежи могут приниматься только в иностранной валюте, иначе это противоречит закону.
А.Миллер отметил, что в соответствии с контрактом, «Газпром» должен ввести ограничение поставок газа пропорционально объему долга. В заключение беседы Президент России поручил главе «Газпрома» проинформировать контрагентов компании о предпринимаемых решениях и действовать в соответствии с договорами и, исходя из партнерских отношений с Белоруссией, но, тем не менее, отстаивая интересы российских потребителей и, в конечном итоге, российского государства.
Ранее сообщалось, что «Газпром» в понедельник в 10.00 мск. может сократить поставки газа в Белоруссию на 85% из-за долга в 200 миллионов долларов за ранее поставленное «голубое топливо», белорусская делегация до этого времени предпримет последнюю попытку договориться. Как заявил в прошлый четверг Миллер, «учитывая стоимость уже поставленного в июне газа и величину долга - 192 миллиона долларов, - определено, что ограничение составит 85% от планового объема поставок газа в Белоруссию». По его словам, оставшиеся 15% позволят Белоруссии поддерживать газотранспортную систему в рабочем состоянии до полной компенсации накопившейся задолженности.
Белоруссия с начала 2010 года платит России за газ не по контракту, а по установленной ею в одностороннем порядке цене, в результате чего уже задолжала около 200 миллионов долларов. Контрактная цена поставок газа в Белоруссию составляет 169 долларов за тысячу кубометров, однако Белоруссия пока платит 150 долларов, из-за чего возникла задолженность, достигшая к 1 мая текущего года 192 миллионов долларов. По оценке «Газпрома», долг «Белтрансгаза» может вырасти к концу года до 500-600 миллионов долларов из-за расчетов по цене ниже контрактной.
Официальному Минску не привыкать договариваться с российскими газовиками в последний момент. Так уже было в 2006 году, когда стороны долго не могли согласовать контракт на поставку и транзит топлива. Газ должны были отключить 1 января 2007 года, но за считанные минуты до Нового года переговорщики объявили о заключении соглашения. Российские телеканалы сообщали эту новость бегущей строкой во время новогоднего обращения Президента России.
«Я уверен, что в ходе переговоров будет найдено решение этого вопроса, - считает Николай Сергеев. - Действия Президента России и Газпрома направлены на то, чтобы перевести отношения между партнерами в русло, когда будет более ответственный подход к подписанным соглашениям. Подписанный контракт предполагает, что в случае задержки оплаты возможно введение таких ограничений. Важно, что в данном случае политические и экономические отношения разведены. Сейчас проходит достаточно сложный этап привыкания сторон к четкому соблюдению условий контрактов. Возможно, то наконец-то прейдет осознание того, что нужна тщательная проработка контрактов прежде, чем их подписывать. Я полагаю, что в ближайшее время этот конфликт всё-таки разрешится в положительном ключе».
«Когда в условиях рынка выстраиваются отношения между крупными экономическими субъектами, то какие-то конфликты и противоречия всегда возникают. Под нынешний конфликт политическую подоплеку подводить ни в коем случае нельзя. Возникающие противоречия в рамках Союзного Государства или Таможенного союза - это естественный процесс. Когда создается нечто новое, когда ищутся новые формы взаимодействия и сотрудничества, то неизбежно сталкивание экономических интересов. Думаю, что никакой политики в данном конфликте нет. Полагаю, что он в скором времени разрешится. Возможно, конфликт возник в результате тех недоработок, которые существуют в контракте между Газпромом и "Белтрансгазом", вероятно, контракт был недостаточно продуман одной из сторон. Обе стороны заинтересованы в разрешении конфликта. Надеюсь, что в последующем будет создан механизм недопущения подобных конфликтов в будущем», - заключил Николай Сергеев.