Я согласен с Геннадием Андреевичем, что МТБЮ - это натовское гестапо, где судят не просто отдельных лиц, а целый народ, судят сербов. Пытаются показать, что сербы - это тот народ, который не уживается с другими народами. Тем самым трибунал оправдывает агрессию НАТО, оправдывает бомбардировки, геноцид в Косово и т. д. Печально, что во всем этом процессе участвует Россия, где-то пассивно, где-то активно. Но Россия по сей день и финансирует трибунал, и поддерживает его решения и т. д. То есть Россия становится соучастницей нового фашистского судилища.
И, конечно, трибунал этот нелегитимен, поскольку его и финансируют, и диктуют ему условия американцы и ряд стран НАТО. И, участвуя в этом трибунале, давая свидетельские показания в защиту Слободана Милошевича, я видел: все, что говорят Кларк, Науман, Солана и другие представители НАТО, причем без каких-то аргументов, без документальной базы, воспринимается как безусловный факт, не требующий доказательств, как некая аксиома. Когда мы - Николай Иванович Рыжков, Евгений Максимович Примаков и я - выступали в Гааге, и когда я приводил данные разговоров Мадлен Олбрайт с Хашимом Тачи, главарем косовских боевиков, где она дает ему прямые указания, как себя вести и действовать, то у меня потребовали, чтобы я дал шифры, на основании которых я слушал этот разговор, чтобы я дал описание технических устройств, чтобы я сообщил, кто, как и когда прослушивал разговор, и пр. Но это совершенно дикий подход. Поэтому я считаю, что трибунал должен быть распущен, а его дела должны быть пересмотрены.
Нужно создавать что-то легитимное, нормальное, потому что все честные люди или уже погибли в ходе расследования трибунала, или, как генерал Айданич, мой близкий друг, в свое время начальник генштаба армии Югославии, сидят в тюрьме, так как ему впаяли аж 16 лет. Так что МТБЮ - совершенно одиозный судебный орган.
Я думаю, что правом вето никто из пяти постоянных членов Совбеза не воспользуется, потому что есть договоренности еще со времен Горбачева о том, что право вето не применяется. Можно, конечно, воздержаться, но это не повлияет на характер решения. Я думаю, что Россия будет себя вести крайне вяло. И наш представитель господин Чуркин будет, я думаю, витиевато выступать, Китай устранится от активного обсуждения этой проблемы, и большинство стран будет, конечно, на стороне Запада. Они будут доказывать правоту вмешательства, что якобы войска НАТО принесли мир на Балканы. Так что все сложится явно не в нашу пользу. Россия, к сожалению, сейчас не самостоятельная страна, и она резко возразить против США не сможет.
Так что нам не следует ожидать завтра какого-то прорыва в этом вопросе. Франция ответственна за Рамбуйе, где, собственно говоря, и было принято решение о бомбардировках, американцы за всем этим стояли, англичане - ближайшие союзники американцев, китайцы пассивно промолчат в этой ситуации, а мы будем, как всегда, в странном положении - ни вашим, ни нашим.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук, специально для «Русской народной линии»