«Катехизация - это такое направление церковной деятельности, которое ориентировано на то, чтобы дать человеку, изъявившему желание стать христианином, наиболее важные знания о православной вере, раскрыть вероучительные истины Православия, подготовить людей ко Святому Крещению. Слово «катехизация» возникло от греческого глагола «katecheo», что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика - откликом на слова учителя. Именно во встрече, диалоге заключается смысл слова «катехизация». Поэтому осуществляется катехизация в виде диалога, собеседования, огласительных бесед, предполагающих наличие добровольного согласия наставляемого воспринимать и усваивать передаваемый ему опыт православной веры и церковной жизни», - говорится в интервью руководителя службы катехизации Сумского Спасо-Преображенского кафедрального собора игумена Смарагда (Петренко), опубликованном на сайте Сумской епархии.
«Каждый священник так или иначе наставляет в вере всякого, кто готов воспринять сказанное. В нашем храме было принято проводить краткие беседы перед крещением с восприемниками или же взрослыми крещаемыми. Нужно помнить, что верующие пережили длительный период гонений на Церковь, когда открытая церковная проповедь была ограничена. По инерции этот период «пассивного» отношения к общественной проповеди веры сохранился и после обретения Церковью свободы в совершении своей спасительной миссии. К сожалению, достаточно много людей было крещено без должного пояснения, что же означает стать христианином. Этот период стал для Церкви временем утраченных возможностей. Раньше крестились практически все, но при этом и старались жить по-христиански практически все. Сейчас многие крестятся, но реально приобщаются к церковной жизни, то есть становятся постоянными прихожанами наших храмов, всего 1-2 % от общего числа тех, кто принимает это спасительное таинство», - отметил отец Смарагд.
По его словам, «парадокс состоит в том, что желающие принять таинство Крещения в своём подавляющем большинстве бывают не готовы к мысли, что перед крещением должна быть подготовка, что ты должен иметь решительное желание измениться, что должно кардинально измениться твоё духовное устроение в соответствие с нормами христианской веры, а потом уже, как результат этой подготовки, принять Святое Крещение. К такому осознанному и ответственному отношению к своей жизни люди не готовы. Часто только к концу первой встречи человек осознаёт, что подготовка к таинству всё же должна быть. В целом отношение к огласительным беседам положительное, так в большинстве своем все те, кто приходит на первую встречу, остаются слушать полный курс оглашения, который рассчитан на определенное количество бесед. Иногда, кроме будущих восприемников и желающих креститься, приходят родители младенцев, а также просто люди «с улицы», чтобы уяснить для себя смысл основных истин церковного вероучения. С решительным неприятием огласительных бесед подготовки к крещению мы не сталкивались».
«Сам Господь заповедал нам учить народ вере, и мы все, клирики и миряне, которые так же занимаются этой деятельностью, должны попытаться вложить в это свои силы. Нужно сформировать некую систему, которая позволила бы в условиях современной жизни готовить людей к принятию Святого Крещения по-настоящему, в полноте ответственности принятого решения. Ведь некоторые отказываются от бесед - и просто уходят в другие храмы, где крестят по первому требованию. Но те, кто остаются, эти шесть - десять человек, они, конечно, не смогут за несколько занятий понять, что означает войти в мистический организм Церкви, приобщиться к реальности церковной жизни по вере. На мой взгляд, это люди, которые всё-таки получают некие задатки, которые в дальнейшем позволяют приобщиться к жизни Церкви Христовой», - считает руководитель службы катехизации Сумского Спасо-Преображенского кафедрального собора игумен Смарагд (Петренко).