Накануне Петрова поста протодиакон Андрей Кураев в передаче «Со своей колокольни» телеканала ТВ высказал свое мнение о значении Петрова поста. «С завтрашнего дня в церковной жизни начинается, я понимаю, что большинство моих слушателей хотят сказать: Петров пост. Если посмотреть древнейшие памятники церковного права, мы увидим там нечто немножко отличающееся. Дело в том, что, например, памятники IV-V веков говорят о следующем: был Великий пост перед Пасхой, потом Пасха, потом пятьдесят дней празднования Пасхи, пятьдесят дней без коленопреклонений и без постов, а после Пятидесятницы начинается обычная церковная жизнь, когда среда и пятница восстанавливаются в своих правах постных дней», - считает он.
По его словам, «никакого специального, тем паче многодневного поста после Пятидесятницы древняя Церковь не предполагала. (...) Теперь начинается обычная рутинная повседневная жизнь, которая предполагает обычное чередование скоромных и постных дней в течение недели. Правда, при этом стоит помнить, что в те времена, когда эти правила принимались, и пост означал нечто иное, чем сегодня. Святой Епифаний Кипрский говорит в конце IV века, что постимся мы по средам и пятницам, так что ничего не вкушаем до 9 часа. В III веке святой Ипполит Римский говорил, что те, кто не смогли поститься перед Пасхой, пусть постятся после Пятидесятницы. Это такое представление, которое было еще у древних евреев, - понятие компенсаторного поста: если ты не смог вместе со всем народом, со всей Церковью, как-то встретить праздник или провести пост предпраздничный, ты постись после праздника, а в праздник будь вместе со всеми. И то, что потом, скажем, в этом году пост после Пятидесятницы стал таким же по объему, как Великий пост (…), - это есть некий модернизм».
«Даже еще в VI веке церковные каноны осуждали ересь квадразимитов, четыредесятников, то есть тех, кто считает, что надо поститься дважды в году по сорок дней, якобы они тем самым утверждают, что Христос дважды распинался, а он на самом деле распинался один раз, поэтому еще даже в VI веке считалось, что многодневный пост может быть только один раз в году для православных христиан. Ситуация, конечно же, менялась, скопился всяческий духовный опыт Церкви, я не призываю к тому, чтобы этот опыт пересматривать и пересматривать нынешнюю церковную традицию соблюдения Петрова поста, но просто я призываю к тому, чтобы мягче относиться к тем православным христианам, которые по тем или иным причинам этот пост не смогут соблюдать во всей его строгости», - заверил протодиакон Андрей Кураев.
1. на реплику №6