Признавая всю важность принципа свободы слова, священнослужители крайне негативно оценили перспективы того общества, которое стремится положить в основу своей системы ценностей право на критику религии. Об этом они говорили в интервью Regions.Ru, комментируя заявление генсека Совета Европы и председателя Норвежского нобелевского комитета Турбьерна Ягланда, который считает, что европейская идентичность немыслима без права на критику религий.
"Мы не можем допустить разжигания насилия и ненависти, но я готов всеми силами защищать право критиковать государство, политических руководителей, религии, их мифы и постулаты, а также право людей мирно протестовать против выражения таких мнений - в статьях, на телевидении, в искусстве или при помощи карикатур", - заявил Т.Ягланд в статье, подготовленной для ведущих мировых СМИ.
По его словам, свобода слова и выражения мнений "составляет суть европейской идентичности" и является "средством инкорпорирования различных культур, традиций, религий и верований в нашем едином европейском доме". "Если мы допустим компромиссы в вопросах свободы выражения мнений, будет поставлена на карту сама судьба нашей демократии", - уверен Т.Ягланд.
Отметим, что представления о европейской культуре, как культуре исключительно светской разделяют далеко не все современные европейские политики. Так президент Франции Николя Саркози неоднократно заявлял о христианских корнях Европы, а в январе 2008 года во время визита в Саудовскую Аравию отметил, что не знает страны, "чье наследие, чья культура и цивилизация не имела бы в основе своей религиозные принципы".
"Согласны ли вы с тем, что европейская идентичность немыслима без права на критику религии?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Не поддерживает заявление генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда о невозможности представить европейскую идентичность без права на критику религий протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии. "Заявление Ягланда указывает, по-моему, на непонимание им природы религии как таковой", - сказал он.
Напомнив о том, что в основании религии лежит откровение Божие, а проистекающие из него религиозные догматы принимаются на веру, отец Валентин назвал критику основ религии "затеей изначально бессмысленной и безумной". Он убежден, что реализация именно таких планов "приведет к гибели европейской культуры, включая и демократические институты".
"Нужно, все-таки, четче представлять, что можно критиковать, а что – нет. Это не значит, что нельзя обсуждать проблемы религиозной жизни или, скажем, вопросы социального богословия. Разномыслие в таких вопросах – вещь совершенно естественная. Но не это, кажется, имел в виду уважаемый генсек", - заключил протоиерей Валентин Тимаков.
Европейская культура неразрывно связана с христианской традицией, считает директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко. "Человек, соотносящий себя с европейской культурой, просто обязан с пиететом и почтением относиться к христианской традиции", - заявил он.
Отец Борис назвал возможной внутрихристианскую критику, когда, согласно приведенному им примеру, представители какой-либо конфессии заявляют, что именно их конфессия истинная, а все остальные конфессии ущербны. "Тогда мы, православные, говорим, что наша вера истинная, и мы не хотим быть ни католиками, ни протестантами. Такого рода критика возможна и естественна в поле европейской идентичности", - отметил протоиерей.
"Когда же с нерелигиозных позиций заявляют, что христианство само по себе никуда не годится, и какая-либо конфессия изжила себя, то это уже попрание обязанностей, возложенных на человека, считающего себя европейцем", - заключил протоиерей Борис Даниленко.
Европейская культура допускает добросовестную критику религии, считает протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах. "Критика религии в самых разнообразных формах присутствует в европейской культуре на всем протяжении ее истории. Но здесь нужно сначала разобраться с тем, какой смысл вкладывается в слово "критика" в данном случае", - заявил он.
"Если подразумевается демагогия, ложь и клевета, выдававшиеся еще, например, в советское время за "критику религии", то это одно. Другое дело – честная попытка дать объективную характеристику тем или иным ситуациям, связанным с религией, искреннее желание выяснить истину. Такая форма критики, по-моему, гораздо лучше отвечает требованиям европейской идентичности", - пояснил священник.
В словах Яглунда, по мнению отца Александра, "присутствует определенная доля лукавства, провоцирующего на злоупотребление свободой слова и критики". "Я считаю, что именно это злоупотребление свободой, на самом деле, и разрушает европейскую идентичность", - заключил протоиерей Александр Салтыков.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, не согласен с мнением генсека Совета Европы. "В деятелях, подобных этому генсеку, нет ничего святого. Подобными высказываниями он пытается отстоять права современного европейца, тем самым, защищая лишь его прихоти и похоти", - сказал он.
Отец Лука посоветовал Турбьерну Ягланду "не брать на себя тяжкий груз святотатства и не располагать к этому остальных людей". "Для верующих людей подобная позиция, касательно критики религии, совершенно неприемлема, поскольку она не является началом благодатной жизни", - заключил Игумен Лука.
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", считает, что критиковать религию можно, но при условии "ее защиты от хулы, клеветы и оскорблений". "Критика религии будет приемлема только при условии соблюдения ряда примечаний", - заявил он.
"Для начала, - пояснил отец Макарий, - господина генсека стоит уличить во лжи по двум сторонам". "Во-первых, говоря о праве на критику религии, он не говорит об отсутствии права на оскорбление личности и на богохульство – оскорбление святыни. А вторая его ложь состоит в том, что если сегодня в так называемой "свободной Европе" кто-нибудь откроет рот и скажет, что гомосексуализм – это зло, то он пойдет в тюрьму без всяких прав на защиту критики", - сказал он.
"Таким образом, - отметил священник, - получается, что необходимо защищать гомосексуализм или проституцию, но при этом заявлять о святом праве на критику религии". "Критика религии будет существовать, но только будучи уравновешена защитой от хулы, клеветы и оскорблений. Однако сегодня прекрасно видно, как это право искажается и извращается", - заключил отец Макарий.
Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья (Высокопетровского монастыря) в Москве считает, что в отношении современной Европы к христианству проявляется ее однобокое понимание демократии. "Я всегда мыслил европейскую идентичность как принадлежность к великой европейской цивилизации, которую можно назвать греко-римской, но лучше всего – великой христианской цивилизацией. Здесь, по-моему, наиболее важно указание на культурообразующее и религиозное начало", - заявил он.
Комментируя заявление Турбьерна Ягланда, отец Димитрий отметил, что демократия зачастую понимается "как-то однобоко". "Так, критика религии воспринимается как существенный элемент демократии, а критика гомосексуализма, например, - как нарушение демократии", - отметил священник, назвав такое положение дел неправильным.
"Если уж критиковать, то все и вся. Наверное, дело должно быть не в критике, а в осознании себя представителями великой цивилизации. Т.е. акцент должен быть не на критике, а на положительном содержании", - заключил отец Димитрий.