«Причиной данной ситуации является ряд факторов. Конечно, это связано, в первую очередь, с семейными и событийными обстоятельствами. Украина практически вся оказалась под оккупацией, Россия же только частью. Во-вторых, очень мощным фактором является то, что на Украине коллаборационизм принимал гораздо более изощренные и страшные формы, чем на территории России. Известно, что из западно-украинских формирований составлялись также карательные батальоны, осуществляющие массовые убийства (тот же Бабий Яр) и на Украине и в Белоруссии. В частности, Катынь была выжжена украинскими националистами, правда, под присмотром эсесовских офицеров. Наконец, колоссальная пропаганда коллаборационизма происходила на Украине и после, в особенности во время правлении Виктора Ющенко. Все это, к сожалению, оставило свой черный след в сознании украинских граждан», - сказал в интервью «Русской народной линии» доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя опрос ВЦИОМ, который представил данные о том, как относятся к коллаборационизму времен Великой Отечественной войны жители России и Украины.
Как показали данные соцопроса, опубликованные на сайте ВЦИОМ, граждане России в целом демонстрируют негативное отношение к коллаборационизму. Так, почти две трети опрошенных считают, что сотрудничество с немецкими оккупантами нельзя прощать (63%). Почти столько же респондентов (62%) заявляют, что ни при каких условиях не пошли бы на сотрудничество с немецкими оккупантами (62%). Несколько реже наши сограждане соглашаются с суждением, что зачастую те, кто сотрудничал с врагом, на самом деле помогали своему народу (50%). В наименьшей степени россияне склонны считать, что коллаборационизм зачастую был единственным способом выжить (45%).
ВЦИОМ отмечает, что степень неприятия этого явления в России выше, чем на Украине. Так, если в России непростительным коллаборационизм считают почти две трети опрошенных, то на Украине - половина (48%). О том, что никогда не пошли бы на сотрудничество с оккупантами, здесь сообщают 52% (в России - 62%). Напротив, украинцы чаще оправдывают коллаборационизм тем, что это был единственный способ выжить (53% против 45% среди россиян).
«Проблема коллаборационизма, конечно, сложна, - заметил о. Владимир Василик. - С одной стороны, это проблема выживания на оккупированной территории. С другой стороны, все-таки, всегда существует некий порог, за которым кончается извинительное взаимодействие с победившим противником и начинается предательство». «Этот порог вполне описуем, - и с точки зрения христианской морали, и с точки зрения уголовного кодекса. Я бы определил это как сознательное нанесение вреда своему Отечеству, как сознательное предательство его интересов, как сознательное предательство своих соотечественников, совершенное по совершенно ложным идейным представлениям. С этой точки зрения, безусловно, нет никакого оправдания участникам вооруженных формирований на стороне фашистских агрессоров», - подчеркнул ученый.
«Нет ни малейшего оправдания ни власовцам, ни бандеровцам, ни тем идеологам и пропагандистам, в том числе власовского лагеря, которые призывали к вооруженной борьбе против Советского Союза. Они причастны к акту измены и предательства, к сговору с самым коварным врагом России, с самой страшной и злой силой в истории человечества», - заключил диакон Владимир Василик.