Об этом Дмитрий Медведев заявил на встрече с активом всероссийской политической партии «Единая Россия», состоявшейся 28 мая. «Я абсолютно уверен, думаю, вы со мной тоже согласитесь, что грядёт эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой, при помощи интернета», - сказал он.
«Мы все привыкли к тому, - продолжил глава государства, - что классически, ещё когда я в университете учился, мы рассматривали так называемую представительную демократию как высшую форму демократии, потому что есть депутаты, они представляют волю народа, они грамотные люди, действительно мотивированные на депутатский труд. Но народ, он же не очень опытный, и когда демократия осуществляется прямо и непосредственно, как во времена вече, проходят самые абсурдные решения, поэтому представительная демократия лучше всего». Но добавил он, «это устаревшее представление».
«С учётом того, какой уровень образования у наших граждан и вообще в мире, я абсолютно уверен, что элементы прямой демократии, не только обсуждение животрепещущих вопросов, не только социологии, не только просто дискуссии в блогах, а именно прямой демократии, они будут появляться в нашей жизни. Это, конечно, будет зависеть от того, насколько точно будет верифицироваться воля вплоть до элементарного электронного голосования. Но это достижимо, это сегодня уже можно делать, а что говорить о будущем», - выразил уверенность глава Российского государства.
«Поэтому уверен, что в будущем - и политикам нужно к этому готовиться - количество такого рода демократических институтов будет увеличиваться, а это усложняет работу политиков, потому что одно дело просто так мозги пудрить, а другое дело, когда это связано с прямым волеизъявлением избирателей», - заключил Президент России.
«Народ, - отметил по этому поводу в своем комментарии протоиерей Олег Стеняев, - который хочет выразиться по тем или иным вопросам, вынужден использовать, в том числе и интернет. Это свидетельствует о кризисе тех форм партийной демократии, которые нам навязаны. Потому что России не свойственно партийное деление. Разумнее было бы, если бы в парламенте были представители не партий, а земств, то есть конкретных территорий, и представители разных сословий нашего общества. Но поскольку революционными процессами было прервано естественное состояние - земства и сословность, нам навязали диктатуру партийных систем, а это весьма опасно. В свое время Иван Ильин говорил, что после падения большевизма только монархия может спасти Россию от нового партийного рабства. Действительно, сейчас наша страна находится в этом партийном рабстве, когда в парламенте представлены люди, которые выражают интересы именно партии, а не народа. Даже если отдельно взятый депутат Государственной Думы думает о народе, то есть такое понятие как партийная дисциплина, поэтому депутат вынужден считаться с мнением партии. А любая партия - это мировоззренческая секта со своим представлением о нормах нравственности, со своей метафизикой. Тот факт, что Президент понял, что сейчас люди имеют возможность напрямую выражать свои взгляды по тем или иным вопросам, минуя партийные ячейки, это признание кризиса партийной демократии. Дай Бог, чтобы в нашей стране возродились именно земское и сословное представительство в парламенте. Если это произойдет, то мы уже не будем заложниками этих мировоззренческих сект, а сами партийцы не будут заложниками так называемой партийной дисциплины».