Пост - это важнейшая функция в человеческой жизни. Пост как данность, как постоянное начало, то есть мы постоянно должны находиться в этом состоянии. Когда мы что-то берем, что-то творим, что-то совершаем в этой жизни, мы всегда должны помнить, что нужен корректив на то, что в том, что мы приняли, есть дурное и нехорошее. Господь дает нам пост на уровне закона в качестве постоянно действующей функции.
Не совсем правильно говорить о посте в гастрономическом плане как об ограничении в определенной пище, поскольку мы чувствуем, что в этом утверждении что-то не так. На что мы должны наложить пост в своей жизни? Пост переводится на русский язык словом «воздержание». Постясь, мы в нашей свободной воле от чего-то воздерживаемся. Мы должны воздержание положить на уровень наших глаз, зрения, мы должны воздержание положить на уровень наших ушей, того, что мы слышим, мы должны воздержание положить на уровень нашего языка и речи, мы должны воздержание положить на уровень потребностей нашего тела, в частности, на уровень нашего желудка и половых отношений. Но мы в то же время должны наложить пост на уровень наших мыслей, желаний, слов и поступков. Если бы на сегодняшний день население земного шара помнило об этом объективном событии и явлении, об этой объективной функции поста как воздержании от того, что нам не нужно и вредно, что может повредить и разрушить нас и даже наше потомство, то мы относились бы к посту совершенно по-другому.
Мне видится совершенно очевидно, что Господь, Творец этого мира, человека и законов, дает нам пост как объективное условие, как объективную функцию, которую я понимаю в этом плане. Я думаю, что для Церкви пост и дан именно в таком плане. Но современный мир не прошел катехизацию и воцерковление, и поэтому слова и действия Господа, связанные с постом, не понятны современному человеку. Поэтому сегодня пост переводится в простые формы, которые нельзя даже назвать гастрономическими потому, что ныне пост воспринимается просто как переход с одной пищи на другую, а это разные вещи.
Я, наверное, счастливый человек, так как я успел застать совершенно простых людей в возрасте 90-93-х лет, которые, готовясь к Причастию, по 4-5 дней вообще не вкушали пищи. Когда я спрашивал у них, откуда у них такая традиция, такой уклад жизни, они говорили, что их приучили так с детства. В те времена к Причастию Тела и Крови Христовых относились как к величайшему, феноменальному событию в своей жизни. Такое отношение предопределяло подготовку к Причастию. Никто из них при этом не повреждался, и, как я уже сказал, что тем людям, которых я встретил, было более 90 лет.
Сегодня крайне важно показать людям, как нужно относиться к посту. Если перевести понятие поста в нашу реальную жизнь, то год делится на четыре части. Перед величайшими событиями Церковь на своих чад накладывает ограничение в том, о чем мы выше сказали. Такие ограничения накладываются перед Рождеством Христовым, перед Пасхой, перед памятью апостолов Петра и Павла и перед тем событием, когда Божия Матерь уходит из этого мира, перед Успением Божией Матери. Это то, что касается годового цикла, годового круга. Но есть еще и недельный круг. Неделя имеет два постных дня. Церковь предлагает пост в среду, так как в этот день Иуда предал Христа, по средам не совершаются браки, и в пятницу, когда Христос был распят. Эти события должны отображаться в сознании членов Церкви как дни воздержания.
Если посмотреть на реальную жизнь тех людей, которые воспринимают ее как спасение от наследственного греха, приобретенных грехов, власти диавола, погибающего в грехах мира, ада, то мы увидим, что главным условием спасения был пост. Ибо два важнейших алгоритма, два фундаментальных начала - пост и покаяние - действуют в Церкви и возвращают человека в совершенно нормальное состояние. Если бы сегодня всем человечеством и, конечно же, российским населением было осознано значение поста и покаяния, то, я думаю, что это многое дало бы нам, и мы стали бы другими людьми.
Господь не говорит, что мы просто должны не вкушать пищи и воздерживаться от чего-то. Господь дает нам эталон того, какими мы должны быть. Этот эталон Господь закладывает в заповеди. Когда мы приходим в Церковь, то находим, что все в ней на своем месте. В Церкви есть заповедь - эталон нашего поведения, эталон человека. Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Иисус Христос в Нагорной проповеди говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Поэтому вопрос заключается в том, что под эту цель дается заповедь, какими мы должны быть, и когда человек видит эту заповедь, то он сравнивает свою жизнь, свои мысли, слова и поступки, в целом свое поведение с тем, чего от него ожидает Господь. И эта разница должна быть преодолена в посте и покаянии. Если таким образом будет устроена жизнь человека, тогда мы поймем, что такое пост.
Игумен Августин (Анисимов), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря, специально для «Русской народной линии»