Надо сказать, что Россия принимала Патриарха Варфоломея на самом высоком уровне. Фактически, Патриарха Варфоломея встречали как президента иностранного государства. В Петербурге, к примеру, он проживал в Константиновском дворце. И такое отношение, конечно, не могло не остаться незамеченным. Ведь фактически, кто такой Патриарх Константинопольский для той же самой Турции? Его паства очень невелика, греков в Турции осталось совсем немного, и единственное за счет чего выживает сегодня Константинопольский Патриархат, так это за счет богатых приходов в США и Европе.
Делегации Константинопольского Патриархата, по словам отца Виссариона, очень понравилось то, что в России очень много народа приходит на церковные службы, что в нашей стране происходит религиозное возрождение, что люди доброжелательно восприняли этот визит, приходили на службы и приветствовали Патриарха Варфоломея, тем самым подтверждая, что Православие - это всемирная религия, что между православными людьми нет границ.
В ходе этого визита обсуждались серьезные вопросы. В первую очередь, вопросы дискуссионные, касающиеся отношений между нашими Церквами. Таких вопросов, по большому счету, два: эстонский и украинский. Причем по украинскому вопросу, скорее всего, в результате визита не осталось никаких разногласий. Вчера Патриарх Константинопольский впервые во всеуслышание призвал всех украинцев, отколовшихся от Московского Патриархата, возвратится под омофор митрополита Киевского Владимира. Это очень серьезное заявление. Оно говорит о том, что в украинском вопросе между нами уже никаких противоречий быть не должно. По эстонскому же вопросу ничего в прессе не сообщалось, что скорее всего означает, что этот вопрос просто отложили до лучших времен. Напомню, что Константинопольский Патриархат претендует на несколько общин православных эстонцев. Но поскольку этот вопрос достаточно малозначим, а Константинополь за него довольно серьезно держится, то его, судя по всему, решили просто не поднимать.
Одним из важных итогов этого визита является то, что за последние несколько лет лед между нашими Патриархиями растаял. Кроме того стало ясно, что Русская Православная Церковь является сейчас одной из самых активных организаций, стремительно расширяя границы своего влияния. Если сама Россия сегодня, к сожалению, не занимается проведением активной внешней политики, в том числе и на Востоке, то Русская Православная Церковь как раз усиливает свое влияние и совершает прорыв в этом направлении.
Но в России существует достаточно большая оппозиция хорошим отношениям между нашими Патриархатами. В частности, это люди, которые считают, что нам лучше иметь хорошие отношения с более влиятельной в мире Католической церковью, а не с Восточными Патриархатами, не имеющими практически никакого влияния, которые, якобы, могут быть лишь нахлебниками, т.е. требовать от России, как это было в прошлые века, каких-то финансовых вливаний. Но итоги визита Патриарха Варфоломея посрамили этих людей.
И еще один немаловажный факт. Известно, что в Турции проживает немало наших соотечественников. Поэтому обсуждался вопрос о православных приходах в Турции. Между турецким правительством и Патриархом Варфоломеем довольно сложные отношения, хотя сейчас они налаживаются. А ведь еще 10 лет назад Турция вообще не признавала вселенского характера Константинопольского Патриархата, расценивая его лишь как местную, очень малочисленную общину православных греков. Сейчас же отношения меняются, турецкие власти идут навстречу Церкви, и уже практически налажен вопрос о проведении православных богослужений на территории Турции. Поэтому прошедший визит положительно скажется не только на взаимоотношениях между двумя Патриархатами, но и также между Россией и Турцией. Этот визит широко освещался в турецкой прессе, в Турции его рассматривали как неплохую перспективу развития российско-турецких отношений.
Александр Сотниченко, ведущий аналитик Санкт-Петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ, специально для «Русской народной линии»