В редакцию «Русской народной линии» поступил текст обращения к Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от православного христианина Максима Евгеньевича Николаева, озабоченного демонстрацией в центре Москвы очередного кощунства затрагивающего чувства православных верующих.
«Большая беда происходит в центре Москвы напротив Высоко-Петровского монастыря: в Московском Музее Современного Искусства (ММСИ) открыто экспонируется скульптурная композиция из работ Ю.Г.Орехова «Распятие» и «Сергий Радонежский», которая по своей сути является глубоко кощунственной в отношении Православных Святынь! Прежде всего, речь идёт о скульптуре «Распятие», обращённой к монастырю и изображающей совершенно обнаженный образ Иисуса Христа, распятый на современной ажурной металлоконструкции в неподобающей позе, выпячивающей вперёд гениталии. Этим кощунство не ограничивается - рядом со скульптурой «Распятие» расположена скульптура «Сергий Радонежский», изображающая образ Преподобного Сергия Радонежского со свитком в руке, на котором написано: «ИТАК, НЕ СКОРБИТЕ БРАТЬЯ МОИ ПО СЕМУ!», что в рамках композиции может означать: «не скорбите над страданиями и поруганием распятого Христом!». Скрытый же смысл этой надписи может пониматься как: «...РАДУЙТЕСЬ БРАТЬЯ МОИ ПО СЕМУ!», то есть радуйтесь страданиям и поруганию распятого Христа!».
Автор обращения указывает, что не раз пытался вступить в диалог с руководством ММСИ и его директором В.З.Церетели. На его обращения и неоднократные публикации в СМИ, в итоге был получен ответ, авторы которого - 39 членов Российской академии художеств и сотрудников ММСИ - попытались с православной, по их мнению, точки зрения обосновать свою позицию:
«Вы, господин Николаев, представляете себя «русским православного исповедания», но, видимо, не понимаете, что непомерная гордыня, с какой Вы присвоили себе право быть карающим судьей над искусством, клокочущая ненависть и злоба, пронизывающая каждое Ваше слово и действие, .... - АБСОЛЮТНО НЕСОВМЕСТИМЫ С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНСТВОМ. Не сознаете, что Ваша «защита» Иисуса путем доносов, обращений в «правоохранительные органы» и попытки организовать судилище над искусством является истинным кощунством и надругательством над великой заповедью Христа - не судите, да не судимы будете? В своих посланиях и призывах Вы являете себя невежественным средневековым фанатиком, не имеющим ни малейших понятий об искусстве. Следуя Вашим установкам, нужно немедленно выбросить из Третьяковской галереи, уничтожить или, по крайней мере, придать анафеме замечательные картины Н.Ге на евангельские темы, сбить со стены Сикстинской капеллы «Страшный суд» Микеланджело, запретить под угрозой судебного преследования современным русским художникам - Н.Нестеровой, Д.Жилинскому экспонировать свои картины «Тайная вечеря» как не соответствующие критериям литургического качества и т.п. «Распятие» Ю.Г.Орехова не предназначено для церкви. Оно не претендует на то, что бы помещаться в храме, экспонируется в музее, как... произведение на религиозную тему. Отступая от традиционного церковного образа распятия, «выражающего Божественный покой и величие», скульптор ни в чем не погрешил против «исторического реализма». То, что Иисус был распят нагим, без набедренной повязки исторически достоверно. То, что его прекрасное, гармонически и строго реалистически переданное скульптором тело дано не в состоянии покоя, а являет страшные муки, вызывая у зрителя острое чувство сострадания и сопереживания ни в коей мере не может считаться «кощунством». Что касается «современной ажурной металлической конструкции», то надо прямо признать: скульптор Ю.Г.Орехов нашел удивительно сильное, символическое решение темы распятия. Христос распят не на кресте, а на современной бездушной металлической конструкции, подобии строительной арматуры, «технического достижения» новейшего времени. Можно ли не понять этого символа, не содрогнуться от ужаса при мысли, что мы, современные прагматики, возведя в культ свои технические достижения и во имя «научно-технического прогресса» забывшие о Боге, ежеминутно РАСПИНАЕМ ХРИСТА, своими грехами предаем Его, обрекаем на жестокие мучения и действительно «соучаствуем» в Его распятии? Вас с Вашей гордыней, исступленной злобой и невежеством в полной мере можно причислить к таким «сораспинателям». Вы отлично поняли грозный смысл работы Ю.Г.Орехова, его трагический укор всем нам - именно это, несомненно, и вызвало у вас столь яростное сопротивление. Вам хотелось бы внушить верующим, что распятие Христа совершилось единожды две тысячи лет назад и повинны в нем исключительно люди того далекого времени - иудейские первосвященники и члены синедриона и римские легионеры, а мы, люди XXI века, не несем за Его распятие решительно никакой ответственности. Да нет! Несем! МЫ взорвали Храм Христа Спасителя - уничтожили не здание, а Спасителя. МЫ всего тридцать лет назад - не прейдет род сей - распинали Христа на башенных кранах и бульдозерах «великих строек коммунизма», равнодушно проходили мимо опозоренных, обескрещенных церквей, обращенных в склады и гаражи... Вы полагаете, что об этом можно забыть. Согласно христианским заповедям, Вашу деятельность можно назвать греховным изуверством».
Москва, ул. Петровка, д. 25), программа Ночи Музеев, в ночь 15.05-16.05.2010г. Перформанс Арт-Группы Tamm Large Hadron ChoColider, демонстрируемый напротив действующего православного Высоко-Петровского монастыря. Рядом со сценой находится кощунственная скульптурная работа Ю.Г. Орехова Распятие (задний план слева)." width="300" height="225" align="right" />Однако, спустя несколько дней после ответа М.Е.Николаеву, на территории ММСИ произошло новое событие, только укрепившее автора обращения в мысли о кощунственном характере всего происходящего.
«Не получая должного противодействия со стороны общества, со стороны церковной и государственной власти, - указывает автор обращения к Патриарху - кощунство лишь усиливается! Подтверждением тому - новое глумление в отношении монастыря, новое оскорбление чувств верующих! В ночь с 15 на 16 мая 2010 года в ММСИ состоялась «культурная» программа под названием «Ночи Музеев», последними «номерами» которой были: перформанс Арт-Группы «Tamm» Large Hadron ChoColider и выступление группы «Niedlex Kenflie» («Приносящие радость»). Весь перформанс Арт-Группы «Tamm» главным образом состоял в том, что на сцене и около неё группа из молодых девушек и нескольких юношей, одетых в чёрные, облегающие тела, прозрачные костюмы с серебристыми элементами одежды, через некоторое время начала изображать сексуальную оргию, совокупление, похоть, сладострастие. Фоном этому действу шел громкий монотонно-чередующийся гул, а на установленном за сценой экране (как будто жертвоприношение сатане) демонстрировалось вынесенное в пространство, изолированно-бьющееся сердце. Суть же выступления, группы «Niedlex Kenflie» состояла в исполнении адской (сатанинской) музыки и демонстративном глумлении в отношении действующего православного монастыря. Естественной декорацией, придававшей особую значимость совершаемому бесчинству и святотатству, служила скульптура Ю.Г.Орехова «Распятие».
«Прошу Вас, Ваше Святейшество, Вашей властью и Вашим словом защитить от кощунства и поругания Православные Святыни и Православную Веру!» - заканчивает свое обращение к Святейшему обеспокоенный происходящим М.Е.Николаев.