По словам Патриарха Кирилла, «педагогика - это область аскетики». «Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо - свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет - как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Это должна быть своего рода клятва Гиппократа. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Можно принести в аудиторию очень умные книги, можно пригласить блестящих ораторов, но при этом не достичь главной цели, которая стоит перед процессом воспитания - формирования образа Божия, формирования личности», - отметил Предстоятель Русской Церкви.
«Вопрос духовной ориентации наших учителей является основополагающим, - заявил в свою очередь игумен Лука (Степанов). - Поэтому одна из секций, которая работает в рамках Всемирного русского народного собора, "Наша новая школа - президентский проект, и духовно-нравственное воспитание в ней". Это важнейшее направление нынешнего Всемирного русского народного собора. В самом президентском проекте нет ни слова о духовном, православном просвещении учителей, которые должны впоследствии работать с детьми. Это существенный недостаток проекта. Будем очень рады, если работа этой секции, возглавляемой епископом Меркурием, даст рекомендации правительству о дополнении духовно-нравственным компонентом системы подготовки учителей в нашей стране».
«Сам министр образования Российской Федерации, посещая Рязанский университет, сказал, что все боролись за демократию, теперь пусть принимают ее плоды, что он занимается образованием, а воспитательные функции министерству образования не предписаны. Это грубое заблуждение - снимать ответственность с министерства образования за образованность и духовную соориентированность наших учителей. Так что ждем от Всемирного русского народного собора ясных и внятных рекомендаций правительству, прежде всего, по возвышению нравственного и образовательного в духовных вопросах уровня современных учителей. С учительской армией, вооруженной духовно, мы сможем выполнить те задачи, которые время ставит перед нашим обществом, перед Россией», - заключил игумен Лука (Степанов).