
13 мая Комитет защиты свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева собрал на юге республики 25 тысяч человек, которые готовы двинуться в Бишкек, чтобы «разобраться с временным правительством». Об этом агентству «Интерфакс» заявили в пресс-службе комитета. Вечером 13 мая сторонники Бакиева захватили здания администраций Джалалабадской и Баткенской областей. До этого несколько сотен противников временного правительства ворвались в здание администрации в Оше. Представители комитета защиты Бакиева заявили, что не имеют отношения к событиям в Оше.
В то же время члены молодежного движения «Ак-ниет», поддерживающего временное правительство, сообщили журналистам «24.kg», что здание администрации Бактенской области уже освобождено от сторонников Курманбека Бакиева. Здание удалось освободить в результате переговоров. Как сообщалось ранее, здание администрации было захвачено примерно 50 сторонниками Курманбека Бакиева. Операцию по его освобождению провели около 150 активистов «Ак-ниет».
Сторонники Бакиева, как сообщает РИА «Новости», обещают 14 мая устроить многотысячный митинг в его поддержку в городе Джалал-Абад на юге страны. «Ожидается, что сегодня в митинге в поддержку Бакиева примет участие около 10 тысяч человек», - заявила киргизскому агентству «24.kg» член комитета по защите экс-главы государства Жанара Молдокулова. По ее словам, сейчас сторонники Бакиева собираются со всех районов Джалал-Абадской области у госадминистрации региона. «Мы будем продолжать настаивать, что Курманбек Бакиев является законным президентом, а губернатором был назначен Пайзуллабек Рахманов», - говорит Молдокулова.
«С одной стороны, на юге и на севере Киргизии прекрасно понимают, - продолжил свой комментарий Андрей Грозин, - что страна сейчас балансирует на пороге распада, что для того, чтобы из одной Киргизии стало две достаточно одного неверного неосторожного шага с той или другой стороны. И после этого, естественно, для киргизского этноса, точнее для всех граждан Киргизии, произойдут весьма неприятные трансформации. Потому что даже единая Киргизия представляет собой достаточно слабый государственный организм, несостоявшееся государство, по большому счету. А если будет две Киргизии - северная и южная, то через 5-10 лет, скорее всего, эти осколки единой страны войдут в состав более сильных сопредельных государств, Казахстана и Узбекистана в первую очередь. То есть, у этих кусочков, на которые может развалиться Киргизия, изначально судьба будет очень незавидная. Одно дело - попытки надавить на временное правительство, используя митинговую активность, как это уже традиционно делается в Киргизии, другое дело - подведение страны к реальному распадению, расколу. Киргизская ментальность очень трепетно относится к сохранению единого государства. Всякий человек, которого могут заподозрить в желании разделить страну на север и юг, очень серьезно рискует своей политической карьерой. Поэтому открыто никто не говорит о необходимости введения сораздельного существования «европеизированного севера» и «традиционалистского исламизированного юга». Это пугалки, страшилки, которые периодически предоставляют друг другу север и юг. Север говорит, что депрессивный юг без северной экономики и без трансакций, которые проходят через Бишкек, умрет. Юг говорит о том, что временное правительство ничего не контролирует и неплохо бы ему поделиться властью с южными элитами».

«А пока разговоры о гражданской войне в Киргизии - просто пугало, которое на юге выставляют против севера, прежде всего, против столицы. Само временное правительство нельзя назвать северным, поскольку оно более чем на 50% состоит из выходцев с юга. Это некая коалиционная сила, которую неформальные авторитеты, не обязательно криминальные, а просто племенные, теневые, региональные, пытаются стимулировать с тем, чтобы больше денег направлялись на юг. Дело в том, что после государственного переворота 7 апреля инвестиционный ручей, который шел с севера на юг, практически прекратился. Это очень серьезно отличает ситуацию от той, которая была при Бакиеве. При Акаеве на севере оставалось порядка 60-65% всех инвестиционных средств страны. При Бакиеве ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Север превратился в донора, в «дойную корову» для южных регионов. После переворота, после того, как Бакие бежал, а его родня утратила контроль над экономикой страны, все эти финансовые трансакции практически полностью пресеклись. Юг, таким образом, захватывая администрации, перекрывая аэропорты, пытается продемонстрировать северу то, что с его мнением надо считаться, мнение его людей надо учитывать, а в высшие руководящие структуры следует кооптировать больше выходцев с юга», - заключил Андрей Грозин.