Французский парламент единогласно принял резолюцию, осуждающую ношение паранджи - принятой у некоторых народов женской одежды, скрывающей лицо, сообщает Regions.Ru. В документе, в частности, говорится, что скрывающая лицо накидка нарушает принципы свободы, равенства и братства, на которых основана Республика.
Пока резолюция носит декларативный характер, но не исключено, что французские власти попытаются придать ей характер закона и запретить мусульманкам закрывать свои лица. Напомним, недавно схожий запрет одобрил парламент Бельгии, и уже нынешним летом паранджу в этой стране могут запретить законодательно. Ходят также слухи, что запрет на одежду, скрывающую лицо, могут ввести по всему ЕС.
Наблюдатели по-разному оценивают шумиху вокруг ношения паранджи. Они отмечают, что, во-первых, мусульманка без паранджи не нарушает никаких религиозных предписаний: требование скрывать женское лицо - не исламская, а национальная традиция некоторых народов Востока. Во-вторых, в Европе паранджу носит ничтожно малое число мусульманок, поэтому непонятна шумиха вокруг этого мало распространенного обычая.
Одни считают, что запрет на паранджу - одно из проявлений нарастающего в Европе страха перед исламизацией, как и запрет носить мусульманские женские платки в школах Франции и (отчасти) Германии, и запрет на строительство минаретов в Швейцарии. Другие указывают, что паранджа делает невозможной идентификацию личности, чем могут воспользоваться преступники. Третьи считают, что вообще не дело государства указывать гражданам, как им одеваться.
"Как вы бы прокомментировали стремление Европы запретить паранджу?" - с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
"Глупым и бессмысленным" считает введение запрета в европейских странах на ношение паранджи руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в Санкт-Петербурге, протоиерей Артемий Скрипкин. "В Европе сейчас нарастает противостояние исламизации. Это видно не столько даже в запрете на ношение паранджи или на строительство минаретов, сколько в росте национализма по всей территории ЕС. На парламентских выборах все чаще и чаще националистические партии одерживают победы, которые еще недавно не могли бы им и присниться. Таким образом, получается, что в странах ЕС идет возрождение национализма: это провал политики инкультурации иммигрантов из неевропейских стран",- сказал он.
По словам священника, "тенденция ужесточения европейских законов в отношении исламских традиций и ценностей еще будет нарастать". "Дух культурного и религиозного противостояния Европы пришлому населению еще будет усиливаться", - заключил отец Артемий.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, полагает, что стремление запретить паранджу говорит о наличии серьезных внутренних противоречий в общественном сознании современной Западной Европы. "Вмешательство государства в частную сферу, к которой относится выбор одежды, - притом, что эта одежда не оскорбляет никого из окружающих, - вызывает чувство сожаления. Следовало бы ожидать возмущения по поводу все более частого появления в общественных местах людей в максимально неприкрытом виде или вовсе без одежды, а не по поводу того, что люди наоборот хотят прикрыть свое тело, исходя из целомудренных религиозных соображений", - сказал он.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что в стремлении запретить паранджу присутствуют факторы, характерные как для человеческой культуры в целом, так и для современной западноевропейской культуры в частности. "Здесь, например, можно говорить и о вполне естественном страхе обывателя перед распространением "чужой" для него культуры на его "родной" территории. В данном же случае более конкретно можно, по-моему, говорить о боязни исламизации Европы, которая, как, наверное, кажется многим европейцам, начинается с закрепления в европейском культурном пространстве определенных внешних признаков иной национально-религиозной традиции", - сказал он.
"Стремление запретить ношение национальной одежды в обществе, считающем себя свободным, еще раз напомнило о системе двойных стандартов, принятой на Западе", - добавил священник.
Священник Михаил Плотников, исполнительный директор Центра религиоведческих исследований, преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета, считает, что не стоит видеть в каждом запрете проявление антирелигиозных настроений. "Франция - страна с давней секуляристской культурой. Там уже давно вводятся те или иные ограничения на любое проявление религиозности. Связано это с традицией антиклерикального масонства, которая во Франции является стержнем политической жизни", - подчеркнул отец Михаил.
"Что же касается того, что паранджа является национальной традицией, то это не совсем так. В исламе есть четыре мазхаба (школы толкования шариата), которые равноценны, но исторически имеют различия. В двух из них есть установление на ношение паранджи, в двух - нет. Скажем, мазхаб, принятый в России, не требует носить паранджу. А в арабских странах не так. Так получилось, что во Франции живут в основном арабские эмигранты", - рассказал он.
"Если говорить о Швейцарии, то это гигантский дом престарелых. Их вообще любой шум крайне бесит, особенно по утрам. А с минаретов муэдзины или магнитофоны начинают призывать на молитву еще до восхода солнца. Для нормального швейцарца это просто невыносимо. Они очень любят тишину и спокойствие и даже колокольный звон с трудом воспринимают. Если звонят, то очень тихо. Так, что я не думаю, что запрет на строительство минаретов - это проявление антиисламских настроений", - подытожил священник.