По словам владыки, «сфера социального пространства, регламентированного государственными органами, продолжает расширяться до сих пор». «И сегодня мы уже не всегда можем различить, где заканчивается компетенция уполномоченных государственных органов и начинается компетенция собственно семьи в отношении воспитания детей. Если двести лет назад незыблемым был приоритет семьи в деле воспитания, обучения, социализации ребенка, сегодня эту приоритетную позицию заняла школа. И современная семья в основном готова делегировать свои права школе, - но до определенного предела. Предел этот состоит вот в чем – школа должна уважать ценности и убеждения родителей», - считает ставропольский архипастырь.
«Нарушая этот принцип, - продолжил владыка, - она теряет свою легитимность, создавая ситуацию двоемыслия. Эта ситуация известна большинству аудитории не понаслышке, поскольку была довольно-таки широко распространена в советские годы, когда существовала единая система образования, построенная на определенной идеологии, называвшейся марксистко-ленинской. Как показали события 1991 года, идеология эта отнюдь не была органичной, хотя и претендовала на тотальный характер, пытаясь заменить собой все религиозные, политические и иные учения. Говоря современным языком, общество не заказывало себе такой школы, но вынуждено было мириться с коммунистическим антуражем, поскольку, повторюсь, иных форм получения образования не существовало».
«Парадоксально, но 1991 год не снял эту проблему в школьном образовании. Произошла формальная деидеологизация, это правда, но одновременно школа по-прежнему отказывала родителям в праве влиять на содержание образования. Новые предметы вводились и отменялись без учета мнения и желания семей. До 2009 года эта жесткая конструкция смягчалась трехкомпонентной структурой: наличием как федерального, так и регионального, и школьного компонентов. Отказ от этой схемы вновь поставил в повестку дня вопрос об учете мнения семьи при формировании школьной программы. И в этом смысле то, каким образом было предложено Президентом организовать эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики, представляется настоящим прорывом. Предложенная схема создает условия для настоящего сотрудничества, соработничества семей и школ в деле воспитания и обучения детей. Разработана новая гуманитарная область образования, включающая в себя шесть модулей. Область является обязательной для изучения, однако право выбора одного из модулей остается за родителями и учениками», - отметил архиерей.
По его мнению, «последние двести лет выстраивания отношений семьи и школы показали, что единственно правильным и продуктивным для них является синергийный подход, то есть объединение усилий ради созидания здорового общества». «Более того, общество, допускающее разрушение института семьи, разрушает самое себя. Атомизация приводит к войне всех против всех, потому что одиночка, лишенных всех и всяческих устоев, и имеющий своим идеалом лишь потребление, заведомо враждебен всему окружающему и во всех окружающих видит только конкурентов. К слову сказать, и сегодня будущим педагогам предлагают взгляд на образование, в том числе, как на инструмент социальной селекции, заранее распределяющий людей по тем или ступеням, определяющим будущее место каждого в обществе», - полагает владыка Феофан.
«Подобный социал-дарвинизм доказал свою полную несостоятельность в XX веке. Мы видим, что молодые люди из семей с чрезвычайно высоким статусом, обладая большим интеллектуальным потенциалом, получив самое лучшее образование – оказываются на социальном дне в результате, например, пристрастия к наркотикам, потому что не имели твердой духовно-нравственной основы. Из них лепили, чуть ли не с рождения, элиту, а они оказались маргиналами. И наоборот, юноши и девушки из простых семей, имеющие весьма мало средств на образование, оказываются, говоря современным языком, вполне успешными, потому что свою жизнь соотносят с тысячелетними ценностями народа. Поэтому можно и нужно твердо и ответственно сказать, что преподавание в средней общеобразовательной школе основ религиозных культур, - это самая прочная основа для модернизационного прорыва России в XXI веке, а отнюдь не пережитки прошлого, как нас пытаются убедить», - убежден архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.