«Выступая на прошедшем в Вашингтоне финансовом саммите стран G20, глава российского Минфина Алексей Кудрин сделал ряд небезынтересных заявлений. По его словам, выход мировой экономики из кризисного состояния будет медленным и затяжным. Вообще, учитывая особенности поста, который занимает Кудрин, он демонстрирует достойные сдержанность и скептицизм в оценке перспектив восстановления мировой экономики. Даже если бы он полностью не верил в экономическое восстановление, говорить об этом он не уполномочен. Это – не задача министра финансов – пугать рынок. Кудрин полностью лоялен монетаристской догме. А монетаристы просто технически не могут понять, откуда взялся кризис, и как он будет развиваться дальше. У них нет языка для описания этой реальности. В этом смысле даже гораздо более сильные экономисты-монетаристы не могут понять сущности кризиса, а новая парадигма в мире пока не возникла. Так что все это – лишь «мычание». В этом смысле Кудрин «мычит» не хуже других, а может быть, даже лучше», - заявил в интервью порталу КМ.Ru известный тележурналист и политолог Михаил Леонтьев.
Эксперт процитировал слова А.Кудрина: «Для российской экономики нынешний год будет лучше, чем мы предполагали. Мы прогнозировали рост ВВП в 3,3%, но он будет около 4%». По словам Леонтьева, «на самом деле в восстановлении российской экономики нет ничего удивительного. Удивительно лишь то, что оно – такое вялое, потому что органические причины кризиса не связаны с Россией, но Россия при этом связана с внешней конъюнктурой, и сам факт восстановления последней (в первую очередь – цен на сырье) оказывает на нашу страну оживляющее воздействие». «У России нет никаких оснований не реанимироваться. Другое дело, что это восстановление носит абсолютно фиктивный (надувной) и, я бы сказал, временный характер. Надо отдавать себе отчет в том, что фондовый рынок также является спекулятивным. Как может расти стоимость акций компаний, которые реально не увеличивают свое производство (потому что на это нет соответствующего спроса) и не могут создавать прибыль? Это же бред! Хотя с Россией, в принципе, все понятно. Она действительно может сколько угодно «восстанавливаться», а потом таким же образом (автоматически) упасть. Ни то, ни другое не будет продуктом внутрироссийского развития. Продуктом внутрироссийского развития может быть только системная альтернатива, про которую какие-то разговоры ведутся, но которой пока нет в наличии», - продолжил тележурналист.
«Вообще в кудринской позиции есть несколько интересных моментов. Первое – это заявление о том, что взаимные торги рубля в паре с юанем нецелесообразны. Насколько я понимаю, такое решение было принято в рамках двусторонних договоренностей. Так что я не понимаю, почему Кудрин проявляет алармизм в этом вопросе. Все-таки люди поглавнее его договорились о том, что это имеет смысл. Более того, мировые игроки всеми правдами и неправдами пытаются зайти в юань, потому что всем понятно, что эта валюта будет ревальвироваться. Медленно, и не так, как требуют США, но укрепляться он точно будет. Поэтому надо быть клиническим идиотом, чтобы отказываться от этого. Или надо быть человеком, присягнувшим доллару, как говорится, до гроба, в горе и радости. Такое ощущение, что Кудрин венчан на долларе. Причем он ведет себя в полном соответствии с взятыми на себя перед Господом обязательствами, демонстрируя полную долларовую лояльность», - подчеркнул М.Леонтьев.
«Хотя у Кудрина есть и разногласия в этом вопросе. Он, например, не поддержал мер по регулированию банковской деятельности и спекулятивных рынков, что вполне находится в системе такой логики. Глава Минфина, в частности, озвучил идею о том, что когда за рубежом усиливаются меры регулирования и создаются менее комфортные условия для финансовых спекулянтов, Россия получает шанс быстрее и эффективнее создать свой финансовый центр, где все эти спекуляции и будут происходить. Это напоминает детсадовское наперсточничество. Я вообще не понимаю, какие внятные причины заставляют нас создавать финансовый центр, в том смысле, в котором он существует в Нью-Йорке и Лондоне. Потому что и для американской, и для британской экономики существование и деятельность этого финансового центра на сегодня представляют главный геморрой. Другое дело, что они не могут просто так от него избавиться, потому что в Америке финансовый сектор занимает не менее половины рынка. Так что схлопывание финансового сектора для нее будет означать просто катастрофу», - добавил аналитик.
По словам М.Леонтьева, «мировой фондовый рынок долларизован в подавляющей своей части и также в каком-то смысле является частью американского». «Вся эта огромная масса деривативов в стоимостном выражении, по экспертным оценкам, составляет от 400 трлн до 700 трлн долларов. Понятно, что этот рынок обслуживает ту массу долларов, которая уже напечатана. Т. е. он поглощает львиную долю той долларовой ликвидности, которая продолжает вливаться в экономику, и создает те прибыли, которые американские корпорации получают «за пределами ВВП» США. С практической точки зрения это пустой вопрос – серьезно регулировать этот рынок невозможно. Возможна только имитация, что демонстрирует Обама. Его бы просто пристрелили, как Кеннеди, если бы в рамках его проекта предполагалось серьезное давление на этот рынок. Более того, возникает философский вопрос: а не были бы они правы в таком случае? Потому что схлопывание этого рынка означает для Америки катастрофу. Получается, что Кудрин предлагает заманить сюда самые спекулятивные, пустые и дикие деривативы, чтобы торговать ими в России, получая с этого непонятно что. Может быть, он имеет в виду, что «наши иностранные специалисты» будут занимать рабочие места в этих офисах?» - вопрошает тележурналист.
«Вообще на современном финансовом рынке не обязательно присутствовать физически: можно оставаться где-нибудь в Сингапуре и работать на нем через Интернет. Я вообще не понимаю, какие коврижки Кудрин собирается с этого иметь, учитывая, что в России фондовый рынок, между прочим, не облагается налогами. Это – фантастика: реальный сектор платит кучу налогов, а фондовые спекулянты не должны ничего платить, потому что в таком случае они уйдут на другие «площадки». Это – просто тяжелая мозговая болезнь. Но ничего нового в этом нет. Будучи скептиком, Кудрин говорит осторожные слова, но на его лице, грубо говоря, все написано. И выражение его лица адекватно отражает тенденции в мировой финансовой экономической системе», - заключил Михаил Леонтьев.