«Когда национальное сознание деградирует, когда ума маловато, когда для выражения национального самосознания нужны разного рода подмены, тогда появляется определенный слой, который готов подменить реальность иллюзией, для которого уже не имеет значения ни то, что было в нашей истории, ни то, чем это грозит и самой нации, и другим народам», - сказал настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников. «Все это следствие мелкой, пустой и низкой деградации во всех сферах духовной жизни», - заключил он.
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, в свою очередь считает, что причины «моды» на неонацизм не так уж просты. «Дело, по-моему, не в том, что у нас историческая память слаба, а в том, что и в наше время есть немало людей, для которых идеи национал-социализма и сильной личности являются привлекательными сами по себе. К тому же люди, разочаровавшиеся в институтах демократии, пытаются найти решение действительно сложных проблем нашей Родины на путях обретения сильной личности. В этом, кстати, сходятся поклонники Гитлера с поклонниками Сталина», - полагает он.
«С другой стороны, в этом проявляется болезненное и искаженное понимание национального вопроса, что приводит к попыткам скрестить национализм (даже в лучшем смысле этого слова) с политикой. В этом я вижу причину того, что в стране, где фашистов как таковых нет, появляются люди, пытающиеся опереться на идеи Гитлера», - заключил священник.
В свою очередь священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что не в первый раз идеологии, исчерпавшие свой внутренний ресурс на Западе, находят рьяных последователей в России. «Так было, например, с марксизмом, а теперь вот - с нацизмом», - сказал он. «С другой стороны, в определенных слоях общества, безусловно, присутствует некая тяга к так называемым "сильным идеям", которые в определенных условиях могут реализовываться в достаточно агрессивной форме, что находит, к сожалению, немало поклонников среди неокрепших умов. Нацистская идеология предлагает также весьма удобную концепцию поиска врага, который всегда под рукой, который всегда и во всем виноват, а о личной ответственности речи нет. В этом, кстати, радикальное отличие этой идеологии от Христианства», - отметил отец Алексий.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края отметил, что в нацизме молодежь ищет совсем не идеологии. «Нацизм сам по себе не прививался в России. Поэтому под неонацистскими настроениями стоит подразумевать все те коренные грехи людей, которые глубоко сидят в душе человека после его грехопадения: неприязнь к людям, желание самоутверждаться силой, тщеславие, гордость, превозношение самого себя над кем-то и так далее», - заявил он.
По словам отца Сергия, «во всех экстремистских организациях, где превалирует неонацистские настроения, человека помимо идеологии и догмы привлекает еще и чувство локтя». «В таких организациях, как правило, "все свои". Все ее члены придерживаются идеи "разгула страстей человеческих и греховных", что напрямую зависит от отсутствия духовно-нравственного воспитания общества, поскольку человек всегда ищет, кому поклонится», - заключил священник.