В рамках работы первой сессии «Общие проблемы воспитания молодежи на примере Великой Отечественной и Второй мировой войн» с докладами выступили известные отечественные и зарубежные ученые: д.и.н. Наталья Нарочницкая (президент Фонда исторической перспективы), д.и.н. Тамара Гузенкова (начальник отдела гуманитарных исследований РИСИ), д.и.н. член-корреспондента РАО Ольга Гукаленко (депутат Верховного Совета Приднестровья), профессор Трендафил Митев (Национальный университет мировой экономики, Болгария), профессор Момчило Павлович (директор Института современной истории, Сербия), профессор Кэрол Финк (государственный университет Огайо, США), профессор Лев Криштапович (Администрация Президента Белоруссии), депутат Верховной Рады Украины Юрий Болдырев и другие.
На второй сессии «Вторая мировая война в учебниках истории стран ЕС» в докладах профессора Эдварда Вишневского (Лодзинский университет, Польша), профессора Андрея Вассоевича (Санкт-Петербургский университет), доктора Йохана Бекмана (Университет Хельсинки, Финляндия), профессора Жан-Пьера Ариньона (Университет г. Аррас, Франция), доцента Аттилы Колонтари (Университет г. Капошвара, Венгрия) было рассказано как в учебниках для национальных школ и гимназий представлена Вторая Мировая война. Примечательно, что все иностранные участники конференции выступали на прекрасном русском языке, и только французский ученый, извинившись по-русски за свой плохой русский язык говорил по-французски. В их выступлениях были подвергнуты критике попытки фальсификации истории войны, принижения и искажения роли Советского Союза и русских воинов в разгроме нацизма. Внимание участников дискуссии привлекло выступление автора нашего агентства Андрея Леонидовича Вассоевича, который с присущим ему юмором рассказал о том, чему учат на уроках истории современных немецких детей. С прекрасным докладом выступил еще один наш автор генерал-майор, доктор педагогических наук, советник губернатора Курганской области Владимир Усманов, название его доклада говорит само за себя «Сакральность Великой Победы и молодежь».
Третье заседание было посвящено особенностям представления Великой Отечественной войны в учебниках России и стран СНГ. Как фальсифицируют историю войны в процессе исторического образования на Украине рассказал Виктор Пироженко; как представлена история войны в учебниках стран Балтии рассказал Владимир Симиндей; что собой представляют учебники истории в Армении поведал Арам Назарян из Института национального образования Армении; как представлена Великая Отечественная война в учебниках Татарии рассказал Марат Гибатдинов, Приднестровья - Ирина Благодатских, Белоруссии - Владимир Кошелев, среднеазиатских учебниках истории Татьяна Котюкова. С обзорным докладом о взаимосвязи фальсификации истории войны и процесса национально-государственного строительства выступил заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. С блестящим докладом, посвященном анализу искажения истории Великой Отечественной войны в учебнике истории России ХХ века (под редакцией профессора А.Б.Зубова) выступил еще один наш постоянный автор доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик.
В ходе дискуссии на конференции были подняты острые проблемы исторического образования и патриотического воспитания современной молодежи. Наиболее ярким примером отсутствия единого образа войны в сознании молодежи является Украина, где отмечено антагонистическое сосуществование принципиально различных представлений. Самой актуальной задачей в настоящее время, по мнению ряда ученых, является разработка идеологически выверенной концепции Великой Отечественной войны. Выступавшие призвали к тщательной проверке исторических фактов. Участники конференции подняли вопрос о необходимости широкого обсуждения дат начала и окончания Второй мировой войны. Проблема определения даты начала войны (аншлюс Австрии в 1936 г, нападение Японии на Китай в 1937 г., Мюнхенский договор 1938 г., нападение Германии на Польшу в 1939 г.) приобретает особую актуальность при установлении меры ответственности государств за развязывание войны.
Все участники конференции сошлись во мнении, что учебники, являясь особой формой литературы, призваны не разъединять, а объединять народы. Единая концепция Великой Отечественной войны должна быть основана на сотрудничестве науки и педагогики. Разделение понятий «Государство» и «Отечество» будет способствовать разрешению многих спорных вопросов, позволит найти оптимальные подходы к изложению истории войны в школьных учебниках. Однако кроме этих теоретических задач необходимо также решить проблему унификации учебной литературы и пересмотра программ с целью увеличения количества часов, выделенных на изучение темы Великой Отечественной войны.
Часть докладов, прозвучавших на конференции в скором времени будут опубликованы на страницах нашего агентства и сайта РИСИ. Подробный отчет о мероприятии опубликован на сайте РИСИ.