26 марта Президент России Дмитрий Медведев провел заседание, посвящённое вопросам социальной поддержки ветеранов и подготовке к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Говоря о приближающейся годовщине Победы, Президент, среди прочего, подчеркнул: «Мы не вправе допустить реабилитации нацистских пособников, не можем закрывать глаза на героизацию тех, кто, по сути, воевал против своего народа. Мы должны также защитить поколение победителей от циничной лжи, которая периодически появляется в самых разных местах».
Президент России уже не в первый раз говорит о недопустимости фальсификации русской истории и пересмотров итогов Великой Отечественной войны. Президент прав, говоря о том, что циничная ложь, от которой мы должны защитить поколение победителей, появляется в самых разных местах. Как известно, она появляется не только на страницах либеральной прессы, но и в устах священнослужителей. О высказывании Дмитрия Медведева и священниках-власовцах высказался известный политолог, д. филос. н., профессор МГУ Валерий Расторгуев.
Есть вещи, которые нужно пояснять. Эта цитата уже многократно воспроизведена в различных СМИ и заставляет задуматься как минимум над рядом проблем и вопросов, на которые нет ответа у людей, которые слушают, смотрят, пытаются понять, что происходит в сфере большой политики. Если нет соответствующих разъяснений, то возникает ощущение, что ответа нет и у тех, кто эту политику проводит.
Первое, о чем идет речь, - и это очень важный тезис, - что мы не вправе допустить реабилитации нацистских пособников. Но здесь больше вопросов, чем ответов. О чем идет речь? Как могут быть пособники нацистов, когда самих нацистов нет? Если же нацисты есть, и цели нацистской идеологии сохраняются, то тогда, естественно, живы и их пособники. Значит, следует ответить на вопрос – есть ли носители нацизма в современном мире и кто их пособники? Вопрос этот предельно сложный. Нацистов в чистом виде, речь идет об историческом германском нацизме, сейчас нет, или они есть в ничтожном количестве. Другой вопрос, что сам нацизм очень многолик. Бывают легальные, нелегальные, скрытые и запрещенные формы нацизма. Когда речь идет о легальных формах, правильнее будет говорить о расистских движениях, о радикал-националистических организациях, партиях и даже государствах. Многие из них существуют открыто, признаны мировым сообществом, и, хотя и вызывают у многих людей отторжение и ненависть, сам факт их существования говорит о том, что данные разновидности нацизма живут и процветают.
При всем многообразии форм нацизма, - начиная от гитлеровского и кончая всеми похожими и непохожими разновидностями расистского и нацистского восприятия мира, - у них есть одна сквозная линия, причем эта линия не вызывает отторжения у тех, кто определяет мировую политику. Речь идет о моноцивилизационном развитии, когда другим цивилизациям, другим народам и языкам, кроме «избранных», отказывается в праве на жизнь и существование. Причем такая моноцивилизация всегда строится по единому принципу.
Идеология германского нацизма строилась по особому расовому принципу, причем этот принцип, к сожалению и ужасу, - об этом надо говорить прямо, - был приемлем для очень многих европейцев. Поэтому гитлеровский нацизм получил мощное распространение в Европе, и когда на Россию обрушилась Германии, на деле на нас обрушилась сплоченная коричневая Европа.
В настоящее время расизм чрезвычайно живуч. Покойный Александр Сергеевич Панарин, выдающийся крупнейший политолог в России, мой хороший друг, посвятил большое количество работ именно этой идее, - тому, что собой представляет расизм. Он очень обоснованно говорил о том, что новый расизм - это как раз и есть расизм богатых наций, которые, по сути, не просто закабалили, но разрушили цивилизации многих народов. Добавлю от себя, что масштабы разрушения абсолютно фантастические. В течение жизни двух поколений на планете Земля исчезнет до 60 (это оптимистический прогноз) до 90% языков, а значит и народов. И никто из лидеров ведущих государств об этом даже не упоминает.
В Московском университете был недавно один из крупных политиков, который занимал самую высшую ступеньку в иерархии европейской политики – он был секретарем Европейского союза. Я его спросил, как он (устраивая саммиты и встречи на высшем уровне) относится к тому, что политики высшего ранга, охотно говоря об утрате биологического разнообразия, экологической катастрофе, не говорят о том, что исчезновение видов животного мира очень точно коррелирует с абсолютно обвальным разрушением культур и языков. Он со мной согласился и сказал, что не знает ни одного случая, когда бы этот вопрос обсуждался на высшем уровне. Европейцы, по его словам, только сейчас начинают понимать, что по отношению к тем народам, которые в Европе являются меньшинствами, нужно проводить соответствующую политику, глобальные же проблемы действительно никем не осмысляются. Очевидно, что делается это сознательно.
Когда Президент России говорит о том, что нельзя допустить реабилитации нацистских пособников, нужно пояснять, о ком идет речь. У Гитлера пособников сегодня не очень много, а у современного нацизма пособниками является большая часть национальных элит. Эти пособники есть и в нашей стране. Если Президент имел в виду именно их, то об этом и нужно было сказать прямо. Это очень существенно и очень важно для тех, кто живет в России. Если же это просто исторический экскурс, то данные слова просто теряют свою политическую актуальность - в лучшем случае, это осуждающий кивок в сторону тех, кого в России называют нацистами. Это вообще отдельная песня. Кого в России называют нацистами? Самый ужасный и самый распространенный образ российских нацистов – это т.н. скинхеды, которые представляют собой толпу малообразованных молодых людей. Кстати, размеры этой толпы намеренно преувеличенны. Это узкая субкультура, не имеющая ни капли русского духа, пришедшая, опять же, с Запада. Но именно из них делается образ «русского фашизма». На протяжении многих лет все СМИ наперебой кричат о том, что «русские нацисты готовят погромы», «переходят к террору» и т.д. Конечно, почему бы не побороться с такими нацистами? Враг известен, враг не страшен, более того – подконтролен, хуже того, я подозреваю, - организован.
Следющий важный момент - слова о тех, кто воевал против своего народа. Почему «воевал», почему не «воюет»? Что, никто сегодня не воюет против нашего народа? Героизация тех, кто воюет против нас сегодня, - едва ли не основная политическая линия наших СМИ. Политика героизации преступников - политика «демократической» России, начиная с распада нашей великой страны 20 лет назад. Это учебники, которые невозможно перелистывать без брезгливости. Это в бесчисленных количествах растиражированная кинопродукция, оскверняющая память о Великой Отечественной войне. Это непостижимо мерзкое отношение к курсу "Основы православной культуры", которое демонстрируется СМИ и многими «деятелями культуры». Это постоянная дегероизация наших героев, в частности, маршалов-победителей ВОВ. Зато героизации воров и проституток отведено 99% телеэфира. На фоне чудовищных преступлений, которые героизируются с утра до вечера по ТВ, наши социальные сложности и олигархи народу уже вроде не страшны. Все это делается сознательно и целенаправленно. Если бы хотели сломать эту машину, сделали бы это за несколько дней. В США сейчас всюду обсуждается закон о том, чтобы штрафовать хозяев лающих собак, чтобы они не гавкали на улице. И ведь перестанут гавкать, стоит только ввести этот закон. В нашей стране злобный лай на все национальное звучит постоянно.
Слова Президента о том, что мы должны защитить поколение победителей от циничной лжи, тоже хороши. Но, во-первых, почему их надо защищать только от лжи? Это поколение уходит из жизни, полностью оболганное и государством покинутое. Кто за это ответит? У меня иногда возникает ощущение, что смысл построения сегодняшнего общества - вождение народа по пустыни, пока не вымрет старшее поколение. Когда они вымрут, общество можно будет вести к заветной цели - полной ревизии итогов великой войны и окончательного стирания всего национального. Что касается жизни старшего поколения, мы все прекрасно видим, как живут наши старики, точнее, как они выживают. Если и судят кого-то из тех, кто истребляет стариков, то судят из-за конкуренции на этом рынке. Цифры смертей на поле истребления стариков - а это поле - вся Россия - зашкаливают. Защитить поколение героев - задача труднейшая в сложившейся системе. Это вопрос о собственности, о жесточайшем контроле над всеми риэлторскими сделками, где участвуют старики, тем более одинокие. Это абсолютный запрет на пожизненную ренту, когда человек подписывает документы, после чего его кладут на обследование, после которого он уже не возвращается. Кто этим может заняться? Только государство. Начните, может еще не поздно... Я согласен с каждым тезисом Президента. Все его слова верные и своевременные, но - не раскрытые. Я хочу услышать, что за ними стоит.
Что касается священников, которые занимаются героизацией чудовищных предателей и подонков, то это весьма печально, но, в принципе, объяснимо. Когда проповедник удачно проповедует и видит, что люди тянутся через него к Богу, то такой человек может приписать себе чрезмерные заслуги и использовать свою священническую миссию уже в целях самореализации и саморекламы. А тут уже на подхвате СМИ, которые дают широкую колею особо тем из них, кто говорит совершенно несуразные вещи, чтобы сработать на скандал и максимально расширить свою аудиторию. СМИ, которые работают на скандал, тянут в свои иногда абсолютно неприглядные шоу священников, и эти священники, несмотря на свою даровитость, втягиваются в эту вакханалию. Кому-то в Церкви надо их остановить, и остановить решительно.
Валерий Расторгуев, политолог, доктор философских наук, профессор МГУ, специально для "Русской линии"