«Здесь существует много разного рода аспектов. Первый аспект - чисто технологический. Когда плетут сеть, то очень важно точно рассчитать, с какой целью это делается: хотят ли поймать крупную рыбу, хотят ли поймать мелкую. От этого желания зависит и то, как сеть устроена, и то, какого размера ячейки в этой сети. Поэтому в данном случае я полагаю, что речь идет о чисто технологических опытах, связанных с анализом, мониторингом эффективности налоговой службы, с исследованием коммерческой деятельности и пр. Каждая страна в свое время проходит через такого рода опыты, многие учатся не только на своих, но и на чужих ошибках», - заявил в интервью "Русской линии" известный политолог, д. филос. н., профессор МГУ Валерий Расторгуев, комментируя намерение ФАС России штрафовать за сговор на торгах при госзакупках на суммы в размере до 30% от объема контракта.
Как сообщает РИА Новости, об этом заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский. "От чего считать сумму оборотного штрафа (сейчас от 1 до 15% - ред.) в случае сговора, от всей деятельности компании? <...> Думаю, что мы будем привязываться к стоимости контракта. Истина лежит где-то в суммах 15-20-30% от его объема", - сказал Цариковский, беседуя с корреспондентом агентства в преддверии форума "Госзаказ 2010".
Он также сообщил, что, по его личному мнению, о сговоре можно говорить в 10-30% случаев от всех торгов при госзакупках.
В.Расторгуев в интервью РЛ заявил, что затрудняется сказать, о чем идет речь в данном случае, «заимствован ли этот опыт откуда-то, или речь идет о распространении регионального способа борьбы со сговором». «Другой вопрос - можно ли на этом уровне прекратить сговор собственников на верхних этажах власти, там, где, прежде всего, крупный бизнес непосредственно срастается с рычагами власти? То есть, имеется в виду собственно коррупционно-политическая система. Думаю, что эта сеть на такого рода рыбу в общем не рассчитана. Это маленькая сеть, большая рыбеха не попадет в такую сеть», - считает эксперт.
«Что касается больших сговоров, то в политической системе, которая относится к классу конституционно-олигархической демократии, требуется по отношению к этой системе совершенно особый принцип улова, то есть требуется охота на сверхкрупных хищников, которые представляют собой нечто более страшное, чем монополии», - заметил ученый.
«Еще один аспект этой проблемы состоит в том, что главный источник сговора - скрытое лоббирование. Известный скандал, который сейчас проходит в Великобритании, связан с тем, что журналисты спровоцировали нескольких депутатов на откровения о том, как они оценивали свою незаконную лоббистскую деятельность, а именно готовность сослужить любой компании, любому сговору, способствовать протаскиванию тех или иных законов и блокированию других законов. Эти откровения парламентариев возбудили интерес к проблеме лоббирования на Западе, хотя там лоббистская деятельность прописана, тщательно проанализирована, конституциирована, то есть существует легализовано. Но даже там, как мы видим, существуют совершенно запредельные формы такого рода криминала - сговора между законотворческой властью, исполнительной властью и финансовыми структурами, которые скупают и то и другое», - добавил политолог.
«Но в нашей стране, где не существует никакого контроля за лоббированием, и, даже рассуждая о причинах коррупции и сговора, вообще не упоминается слово лоббирование, где лоббирование не запрещено, хотя и не разрешено, естественно, процветают самые запредельные формы лоббирования», - подчеркнул Валерий Расторгуев.