"Судить о перспективах процесса воцерковления пока сложно"

Священнослужители о степени воцерковленности православных граждан России

0
112
Время на чтение 4 минуты

Как уже сообщала "Русская линия", недавний опрос, проведенный Фондом "Общественное мнение", показал, что Русская Православная Церковь пользуется очень высокой поддержкой населения. Православными считают себя 72% населения России (это на 12% больше, чем в 2008-2009 гг.), хотя полностью воцерковленных (регулярно посещающих храм и причащающихся) - только 4%, и эта цифра в последние годы не менялась. Атеистами себя назвали 11%, мусульманами - 7%, к инославным христианским вероисповеданиям отнесли себя 2% опрошенных.

С утверждением "Православие необходимо России", согласны 84% опрошенных, среди них представители разных религий. Согласились с тем, что введение в школах предмета "Основы православной культуры" пойдет на пользу обществу, 62%.

"Соответствуют ли эти данные вашим впечатлениям? Чем вы объясняете такой большой разрыв между числом "номинальных" и воцерковленных православных? Как по-вашему, будет ли он в ближайшие годы сокращаться или расти, и почему?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, счел, что 4% воцерковленных - цифра несколько заниженная. "Но громадный разрыв между числом номинальных и воцерковленных православных действительно имеет место. И это вполне закономерно. Воцерковление - очень трудный и глубокий процесс. Здесь нужна строгая дисциплина и серьезная внутренняя работа. Многим сейчас это просто не под силу. Но от того, как пойдет этот процесс, во многом зависит будущее всего нашего Отечества", - сказал он.

"При этом само по себе внешнее соблюдение доктринальных нормативов ни к чему не обязывает. Это никак не влияет на качественную перестройку нашего общества. Нужно, чтобы изменения происходили в душах", - отметил протоиерей.

"А судить о перспективах процесса воцерковления пока сложно. Я бы сказал, что пока ситуация достаточно стабильна, и отметил присутствие положительных тенденций, - может быть, и не очень заметное. Многое зависит от самих верующих людей и от отношений Церкви с обществом и государством", - заключил он.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, счел данные опроса, по крайней мере, в отношении православных, вполне объективными.

"Действительно, существует очень большая "вилка" между числом людей, идентифицирующих себя с православной традицией - и реально церковных верующих. Хотя мне все же представляется, что в больших городах этот разрыв не столь велик. И сегодня тенденция такова, что чем больше город и чем выше там образовательный ценз, тем выше там процент людей не только декларирующих свое православие, но реально находящихся в Церкви", - отметил он.

"Исходя из этого, можно определить реальную задачу христианского свидетельства нашей Церкви: не столько добираться до удаленных уголков вселенной, сколько шаг за шагом приближать к реальной жизни в Церкви людей, называющих себя православными, но в головах у которых при этом мировоззренческая "каша". Именно сейчас, как мне кажется, эта задача осознана нашим священноначалием. И именно эта задача перевода людей из декларативного православия в православие реальное или будет осуществлена Церковью, или мы так и останемся хоть и более здоровым, но в абсолютных цифрах - меньшинством", - заключил отец Максим.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, выразил соменение, что процент атеистов действительно так высок.

"Настоящих атеистов, т.е. людей с четкой и активной позицией, сознательно борющихся с религией, по-моему, не больше каких-то десятых процента. Примерно столько же их было и в годы государственного атеизма. Большая часть опрошенных "атеистов", по-моему, просто религиозно индифферентные люди", - сказал он.

"А в целом данные опроса кажутся мне вполне правдоподобными. Причем большой разрыв между реально верующими и только декларирующими свою веру по соображениям этническим и культурным, существует, по-моему, не только в православии, но и в исламе. Объясняется этот разрыв, как мне кажется, тем, что реальная вера и религиозная жизнь требуют большой самоотдачи и напряжения сил - при том, что эти усилия не направлены на приобретение каких-то материальных благ", - считает священник.

"Резкого взлета религиозного энтузиазма ожидать, наверное, не стоит. Но постепенное увеличение процента по-настоящему верующих, по-моему, уже очевидно. Другое дело, что верующих, ищущих от веры не помощи в житейских обстоятельствах, а личных отношений с Богом, всегда будет очень мало. И даже при общем росте их процент всегда будет очень невысоким", - заключил отец Александр.

Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, также счел данные о четырех процентах воцерковленных православных заниженными.

"Во-первых, методы и техники, используемые в социологических исследованиях, очень субъективны. Во-вторых, по каким критериям определить степень воцерковленности? Это так же непросто, как среди врачей высчитывать процент настоящих профессионалов. Мне известны результаты других социологических опросов, которые показывают, что за последние 20 лет количество воцерковленных людей увеличилось с 3 до 8%, и мне кажется, что в этих цифрах отражается реальная тенденция и перспектива", - сказал он.

"Объяснить же разрыв в количестве номинальных и воцерковленных христиан можно массовой симпатией к нравственной и культурной традиции русского православия, с одной стороны, и трудностью узкого пути воплощения этического и аскетического идеала христианства в жизни конкретного человека, с другой. Будет ли этот разрыв сокращаться или расти, во многом зависит от миссионерской активности Церкви и ее открытости людям, от искренности веры и жертвенности служения священства, и, конечно, от Господа Бога, Который Сам приводит людей к вере, покаянию и спасению", - заключил отец Алексий.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07