"Судить о перспективах процесса воцерковления пока сложно" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Судить о перспективах процесса воцерковления пока сложно"

23.03.2010


Священнослужители о степени воцерковленности православных граждан России …

Как уже сообщала "Русская линия", недавний опрос, проведенный Фондом "Общественное мнение", показал, что Русская Православная Церковь пользуется очень высокой поддержкой населения. Православными считают себя 72% населения России (это на 12% больше, чем в 2008-2009 гг.), хотя полностью воцерковленных (регулярно посещающих храм и причащающихся) - только 4%, и эта цифра в последние годы не менялась. Атеистами себя назвали 11%, мусульманами - 7%, к инославным христианским вероисповеданиям отнесли себя 2% опрошенных.

С утверждением "Православие необходимо России", согласны 84% опрошенных, среди них представители разных религий. Согласились с тем, что введение в школах предмета "Основы православной культуры" пойдет на пользу обществу, 62%.

"Соответствуют ли эти данные вашим впечатлениям? Чем вы объясняете такой большой разрыв между числом "номинальных" и воцерковленных православных? Как по-вашему, будет ли он в ближайшие годы сокращаться или расти, и почему?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, счел, что 4% воцерковленных - цифра несколько заниженная. "Но громадный разрыв между числом номинальных и воцерковленных православных действительно имеет место. И это вполне закономерно. Воцерковление - очень трудный и глубокий процесс. Здесь нужна строгая дисциплина и серьезная внутренняя работа. Многим сейчас это просто не под силу. Но от того, как пойдет этот процесс, во многом зависит будущее всего нашего Отечества", - сказал он.

"При этом само по себе внешнее соблюдение доктринальных нормативов ни к чему не обязывает. Это никак не влияет на качественную перестройку нашего общества. Нужно, чтобы изменения происходили в душах", - отметил протоиерей.

"А судить о перспективах процесса воцерковления пока сложно. Я бы сказал, что пока ситуация достаточно стабильна, и отметил присутствие положительных тенденций, - может быть, и не очень заметное. Многое зависит от самих верующих людей и от отношений Церкви с обществом и государством", - заключил он.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, счел данные опроса, по крайней мере, в отношении православных, вполне объективными.

"Действительно, существует очень большая "вилка" между числом людей, идентифицирующих себя с православной традицией - и реально церковных верующих. Хотя мне все же представляется, что в больших городах этот разрыв не столь велик. И сегодня тенденция такова, что чем больше город и чем выше там образовательный ценз, тем выше там процент людей не только декларирующих свое православие, но реально находящихся в Церкви", - отметил он.

"Исходя из этого, можно определить реальную задачу христианского свидетельства нашей Церкви: не столько добираться до удаленных уголков вселенной, сколько шаг за шагом приближать к реальной жизни в Церкви людей, называющих себя православными, но в головах у которых при этом мировоззренческая "каша". Именно сейчас, как мне кажется, эта задача осознана нашим священноначалием. И именно эта задача перевода людей из декларативного православия в православие реальное или будет осуществлена Церковью, или мы так и останемся хоть и более здоровым, но в абсолютных цифрах - меньшинством", - заключил отец Максим.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, выразил соменение, что процент атеистов действительно так высок.

"Настоящих атеистов, т.е. людей с четкой и активной позицией, сознательно борющихся с религией, по-моему, не больше каких-то десятых процента. Примерно столько же их было и в годы государственного атеизма. Большая часть опрошенных "атеистов", по-моему, просто религиозно индифферентные люди", - сказал он.

"А в целом данные опроса кажутся мне вполне правдоподобными. Причем большой разрыв между реально верующими и только декларирующими свою веру по соображениям этническим и культурным, существует, по-моему, не только в православии, но и в исламе. Объясняется этот разрыв, как мне кажется, тем, что реальная вера и религиозная жизнь требуют большой самоотдачи и напряжения сил - при том, что эти усилия не направлены на приобретение каких-то материальных благ", - считает священник.

"Резкого взлета религиозного энтузиазма ожидать, наверное, не стоит. Но постепенное увеличение процента по-настоящему верующих, по-моему, уже очевидно. Другое дело, что верующих, ищущих от веры не помощи в житейских обстоятельствах, а личных отношений с Богом, всегда будет очень мало. И даже при общем росте их процент всегда будет очень невысоким", - заключил отец Александр.

Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, также счел данные о четырех процентах воцерковленных православных заниженными.

"Во-первых, методы и техники, используемые в социологических исследованиях, очень субъективны. Во-вторых, по каким критериям определить степень воцерковленности? Это так же непросто, как среди врачей высчитывать процент настоящих профессионалов. Мне известны результаты других социологических опросов, которые показывают, что за последние 20 лет количество воцерковленных людей увеличилось с 3 до 8%, и мне кажется, что в этих цифрах отражается реальная тенденция и перспектива", - сказал он.

"Объяснить же разрыв в количестве номинальных и воцерковленных христиан можно массовой симпатией к нравственной и культурной традиции русского православия, с одной стороны, и трудностью узкого пути воплощения этического и аскетического идеала христианства в жизни конкретного человека, с другой. Будет ли этот разрыв сокращаться или расти, во многом зависит от миссионерской активности Церкви и ее открытости людям, от искренности веры и жертвенности служения священства, и, конечно, от Господа Бога, Который Сам приводит людей к вере, покаянию и спасению", - заключил отец Алексий.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме