Вчера, 17 марта, в Санкт-Петербурге в Инженерном доме Петропавловской крепости состоялась презентация книги «Романовы. Подвиг во имя любви», выпущенной в свет издательским домом «Достоинство» в 2010 году и рассказывающей об убийстве Царской Семьи и о судьбе 18 членов Императорского дома Романовых, погибших в послереволюционные годы, сообщает наш корреспондент. В презентации приняли участие директор издательства «Достоинство» Николай Тырин, главный редактор журнала «Достоинство» Владимир Долматов (составитель книги и ведущий пресс-конференции), ведущий специалист Российского Государственного архива политической истории доктор исторических наук Людмила Лыкова, старший следователь по особо важным делам Следственного Комитета при Прокуратуре РФ Владимир Соловьев и официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский. Открыл презентацию директор музея «Петропавловская крепость» Александр Колякин.
В рамках презентации состоялась оживленная дискуссия вокруг так называемых «екатеринбургских останков». Николай Тырин в своем вступительном слове, лестно отозвавшись о вкладе следователя В.Н.Соловьева в исследование «екатеринбургских останков», заявил, что вышедшей в свет книгой он хотел бы внести свою лепту в почитание подвига Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских, памяти которых и посвящена книга. Книгу готовили специалисты, а он, издатель, только настоял, чтобы она называлась «Подвиг во имя любви», заявил директор издательства «Достоинство», поскольку именно это он считает главным.
Затем выступил Иван Арцишевский, который назвал представляемую книгу ни много ни мало - «вехой по пути продвижения к обретению национальной идеи». По его мнению, книга поможет нам превратиться из населения в народ. Официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России зачитал собравшимся приветствие князя Дмитрия Романовича. А потом неожиданно заявил, что теперь «Русская Православная Церковь должна обрести веру в науку» (интересная задача для Церкви!) для того, чтобы «все было сделано так, как надо». «Ни у кого, по крайней мере, у ученых нет никаких сомнений в подлинности этих останков», - безапелляционно заявил Иван Арцишевский. Он считает, что Патриарх Алексий принял в свое время «политическое решение», когда не приехал на погребение «екатеринбургских останков» и не дал разрешение отпевать эти останки как останки Членов Царской Семьи. По его версии, участие Патриарха в церемонии вызвало бы неудовольствие у РПЦЗ, что отдалило бы дату объединение Церкви. Сомнительная, надо отметить, версия. Учитывая то, какое мощнейшее давление оказывала на Святейшего власть, требуя принять участие в церемонии, назвать мужественный поступок Патриарха «политическим решением», - это более походит на клевету в адрес почившего Предстоятеля нашей Церкви. Тем не менее, официальный представитель Ассоциации членов семьи Романовых в России выражает надежду, что Русская Православная Церковь «примет правильное решение, и мы вскоре будет поклоняться мощам».
Со своей стороны, Людмила Лыкова выдвинула оригинальное объяснение тому, почему после нахождения «екатеринбургских останков» прошло 16 лет, прежде чем были обнаружены останки, которые сейчас приписывают Цесаревичу Алексию и Великой Княжне Марии. «Господь медленно приоткрывает завесу, чтобы мы от этого открытия не сошли с ума. Прошло время прежде, чем Господь еще раз явил чудо. Господь дал нам это время, чтобы мы пережили открытие останков. Нахождение останков детей Николай II в 2007 году - это чудо, это было дано нам Свыше», - выразила уверенность ученая. Видимо, Людмила Анатольевна не знает о реальных чудесах по молитвам Святых Царственных Мучеников, которые скрупулезно собирают и хранят верующие (издано уже несколько книг об этом), коль предлагает считать чудом раскопки.
Затем с обстоятельной, как обычно, речью выступил Владимир Соловьев, который подробно рассказал о ходе своих исследований «екатеринбургских останков». Он, в частности, вспомнил о своих встречах со Святейшим Патриархом Алексием, вдовой племянника Государя Т.Н.Куликовского-Романова Ольгой Николаевной, руководителем захоронения «екатеринбургских останков» Борисом Немцовым, Георгием Вилинбаховым, который был в зале, и др. Владимир Соловьев сообщил, что 1 июня 2009 года он отправил Патриарху Кириллу письмо с просьбой определить позицию Русской Православной Церкви по «екатеринбургским останкам». И вот 29 января 2010 года была создана Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, призванная сформулировать позицию Церкви в том числе и по «екатеринбургским останкам». Следователь надеется, что Комиссия примет «единственно правильное решение». «Я надеюсь, что эти «продвинутые» православные люди, входящие в Комиссию, решат этот вопрос. Для этого достаточно просто вникнуть в суть вопроса», - заявил В.Соловьев.
Владимир Соловьев по обыкновению подверг уничижительной критике своих оппонентов. Известного петербургского криминалиста, профессора, члена-корреспондента РАН Вячеслава Попова он обвинил в «банальной краже» за то, что тот передал фрагмент останков Великого князя Георгия Александровича японскому генетику Тацуо Нагаи, а тот в своей лаборатории в Японии пришел к противоположным выводам, нежели официальная комиссия. «Можно ли доверять исследователю, который идет на банальные кражи?» - с пафосом воскликнул В.Соловьев, но не объяснил, почему мы не должны доверять результатам генетического исследования Тацуо Нагаи. Досталось от Владимира Николаевича также и Ольге Николаевне Куликовской-Романовой, которая не доверила ему для экспертизы кровь своего почившего супруга, племянника Царя-Мученика Тихона Николаевича Куликовского-Романова, а передала ее тому же японцу Нагаи, который снова пришел к выводам, ставящим под сомнение результаты официальной экспертизы. Не преминул следователь покритиковать и главу Российского Императорского Дома княгиню Марию Владимировну, которая также не признает результаты экспертизы.
О своих впечатлениях от мероприятия в Петропавловской крепости рассказал главный редактор «Русской линии» Анатолий Степанов, приглашенный организаторами на презентацию. «Прежде всего, хочу отметить главное достоинство представленной общественности книги, - она прекрасно издана. На хорошей бумаге, профессиональный дизайн, прекрасно подобранные фотографии, словом, книгу приятно держать в руках. И в этом заслуга ее издателей - директора издательского дома «Достоинство» Николая Тырина и составителя, известного журналиста Владимира Долматова. Однако приятный внешний вид резко диссонирует с содержанием книги.
Начиная с мелочей и заканчивая принципиальными вещами, книга является сплошным лукавством. На презентации следователь Владимир Николаевич Соловьев сообщил собравшимся, что генетиками установлено родство известного историка и публициста Петра Мультатули с захороненным в Екатерининском приделе Петропавловского собора телом, которое следствие идентифицирует как тело царского повара Ивана Михайловича Харитонова, которому историк доводится правнуком. Любопытства ради я тут же позвонил Петру Валентиновичу, но выяснилось, что он об этом достижении генетиков не знает! Вроде мелочь, а неприятно.
Но самое главное лукавство книги заключается в том, что в издание, посвященное по мысли издателя памяти Царской Семьи, как само собой разумеющееся, вплетено повествование о «екатеринбургских останках», как о подлинных Царских Мощах. В связи с этим на презентации я выразил недоумение: если, по словам составителей книги, чуть ли не «все прогрессивное человечество» убеждено, что в Поросенковом Логу (место нахождения «екатеринбургских останков») найдены царские Святые Мощи, почему же сомневается Священноначалие Русской Православной Церкви и многие верующие? А вот тут всплывает тот факт, который составители книги пытаются тщательно скрыть, - есть другие эксперты - историки, генетики, антропологи, которые на основании собственных исследований убеждены, что в 1998 году в Петропавловской крепости были захоронены, под видом Мощей Царственных Страстотерпцев, тела безвестных мучеников безбожной власти. Но ни одному оппоненту версии следователя В.Н.Соловьева не предоставлено слово на страницах книги! Что, разумеется, не только снижает ее ценность, но делает книгу сугубо партийным ангажированным изданием.
После презентации книги я разговаривал с ее издателями Николаем Тыриным и Владимиром Долматовым и спрашивал их: «Кого мы хотим обмануть?» Правда, В.Долматов уклонился от обсуждения, заявив, что его лично вопрос о мощах не особенно волнует, поскольку Старообрядческая церковь, чадом которой он является, Государя Николая II не прославила и не намерена прославлять. А вот с Н.Тыриным мы обсудили вопрос о том, что же делать дальше. Я напомнил своему собеседнику о том, что 15 февраля 2008 года «Русская линия» и «Общенациональный Русский журнал» провели в Москве круглый стол, в котором приняли участие эксперты придерживающиеся разных взглядов на проблему. Главным итогом дискуссии стала идея необходимости проведения серьезного судебного разбирательства по этой важнейшей для русского народа проблеме. В «царском деле» за последние годы накоплено столько фальсификаций, мифов, вымыслов, что без обстоятельного независимого расследования выяснить истину невозможно. Причем все участники этого процесса должны, как и положено в суде, отвечать за свои слова под присягой и в случае уличения во лжи нести ответственность за слова. Владимир Николаевич Соловьев принимал участие в том круглом столе и согласился тогда с этой идеей. Впоследствии мы не раз обсуждали с ним эту идею, но он неизменно говорил, что он лично не против такого суда, но современный Уголовно-процессуальный кодекс не предполагает такого процесса, что, мол, сначала нужно изменить УПК. Словом, ситуация тупиковая. Однако дело об убийстве Царской Семьи и сокрытии убийцами следов преступления является из ряда вон выходящим и настолько важным для будущего развития нашей страны, что и меры по установлению истины должны быть из ряда вон выходящими. Поэтому решение о проведении публичного процесса по этой теме должно быть принято на самом высоком государственном и церковном уровне. Но мы, миряне и рядовые граждане страны, обеспокоенные этим вопросом, должны инициировать процесс, чтобы в итоге убедить власти принять такое решение.
А пока мы будем пытаться всякими политтехнологическими методами обмануть друг друга, толку не будет. Кстати, показательно, что организаторы вчерашнего действа пытались провести молебен Святым Царственным Страстотерпцам у могилы в Екатерининском приделе, но настоятель Петропавловского собора игумен Александр (Федоров) им отказал. Зато на презентации среди почетных гостей был некий «епископ» Серафим, по-видимому, представитель одной из раскольнических группировок, которого участники пресс-конференции величали «преосвященством», а из представителей канонической Церкви был замечен только руководитель епархиального издательского отдела протоиерей Александр Сорокин, который записывал и активно фотографировал происходящее, но ретировался еще до окончания мероприятия, боясь, видимо, попасть под благословение «епископа». Если так дело пойдет и дальше, не исключено, что «екатеринбургские останки» прославят раскольники и начнут служить там свои молебны».