«Были разговоры о том, что Азаров уже стар и не годится на эту должность. Но хотел бы напомнить, что этот политик был причастен ко многим интеграционным проектам между Россией и Украиной (например, создание Единого экономического пространства). Правда, они, к сожалению, не были реализованы. А отсутствие больших политических амбиций - это именно то, что нужно Януковичу», - добавил эксперт.
Напомнив, что сразу после президентских выборов на Украине активно обсуждалась возможность назначения на пост премьера Тигипко или Яценюка, С.Михеев отметил: «Я считаю, что президент не сделал выбор в пользу этих людей по одной простой причине. Это, в первую очередь, публичные политики и его конкуренты на прошедших президентских выборах. Так что был серьезный риск того, что если возглавят кабинет министров, то повторится ситуация с Тимошенко. Т.е. эти люди будут заниматься личным политическим пиаром и собственным продвижением в качестве публичных политиков. А все остальное - побоку. Так что мог повториться конфликт между Тимошенко и Ющенко, когда эти два публичных политика в первую очередь конкурировали между собой, а не занимались государственными делами. Кроме того, нужно отметить, что ни Тигипко, ни Яценюк не имеют опыта управления экономикой в таком масштабе, и нет команды, которую они могли бы с собой привести. У Азарова же есть и свои экономисты, и консультанты. Так что выбор его кандидатуры был далеко не случаен, поскольку она представляется наиболее приемлемой на эту позицию. Такая же история - с Ющенко. Некоторые поговаривали о том, что он также может сесть в премьерское кресло. Но, как и с любым другим публичным политиком в роли премьер-министра, это привело бы к полному параличу политической системы и к бесконечной борьбе между элитами».
Что же касается смены состава кабинета министров Украины, то, считает аналитик, совершенно логично, что «оранжевая» команда «посыпалась». «Эти люди держались исключительно за счет авторитета Тимошенко. Они были ее протеже и работали с экс-премьером в очень плотной связке. Поэтому оставлять их в правительстве как агентов влияния не имело никакого смысла. Это означало подвергать опасности эффективность его работы как такового, а также эффективность связки между правительством и президентом. Украина находится в тяжелом экономическом состоянии. Так что глава государства должен иметь конструктивное взаимодействие с правительством. Вот почему Украине сейчас прямо противопоказаны какие-либо политические склоки, дрязги и интриги. По моему мнению, развал «оранжевого» кабинета был закономерным итогом. Кроме всего прочего, уход Тимошенко с премьерского поста очень серьезно снизил ее статус в украинской политике. Так, люди, которые раньше держались вместе с ней, сегодня разбегаются в разные стороны», - сказал Михеев.
«Назначение главой внешнеполитического ведомства Украины бывшего посла в России не означает, что перемены в отношениях с Москвой произойдут уже в самое скорое время. Но то, что общий климат потеплеет, - это однозначно. К тому же надо понимать, что министр иностранных дел не является человеком, единолично определяющим внешнюю политику: здесь многое будет зависеть от президента. Хотя важно, что Янукович приложил усилия для того, чтобы бывший посол в РФ стал министром иностранных дел Украины, и я рассчитываю, что в российско-украинских отношениях уже не будет такой чрезмерной идеологизации и истеричности, которые присутствовали в последние годы», - добавил он.
«Возвращаясь к фигуре нового премьера Азарова, замечу: весьма показательно, что он считается равноудаленным по отношению к олигархическим группировкам на Украине. Это обстоятельство является его преимуществом. Хотя не стоит его идеализировать и говорить о том, что Азаров как политик вообще не имеет никаких связей. Наверное, имеет, иначе он не смог бы занять свой пост. Но при этом речь идет о политическом тяжеловесе с богатой управленческой историей. Так что он может позволить себе достаточную степень самостоятельности, а ориентироваться будет в первую очередь на президента», - заключил Сергей Михеев.