«Так что сотрудничество между церковью и музеем необходимо. К сожалению, часто это сотрудничество оборачивается соперничеством или просто отсутствует. Нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга. Это относится и к музейным работникам, и к религиозным деятелям», - подытожил священник.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, отметил, что обе стороны должны понять: икона в первую очередь - святыня, моленный образ, и ее место - в храме; но в то же время памятники церковного искусства должны находиться под наблюдением специалистов и реставраторов.
«Я думаю, в каждом конкретном случае будет найден оптимальный вариант взаимодействия представителей Церкви и светских специалистов», - выразил надежду священник. «Что же касается проведения экскурсий в храмах или монастырях, то с этой задачей, как мне кажется, лучше справились бы люди, которые владеют не только внешней историко-культурной информацией, но и знают о жизни храма или монастыря "изнутри". Я, например, сам с удовольствием вожу экскурсии по нашему храму», - добавил он.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает проведение экскурсий в действующих храмах и монастырях очень полезной формой взаимодействия и сближения Церкви с представителями светской культуры. «Актуальным представляется также распространение опыта Третьяковской галереи, где чтимые иконы находятся в действующем храме при музее и при этом им обеспечиваются идеальные условия хранения», - добавил он.
«Я считаю, что многие проблемы, связанные с хранением и показом памятников церковного искусства, снялись бы, если б в дирекции музеев входили представители Церкви. Прекрасный пример в этом подает Музей-ризница, находящийся на территории Троице-Сергиевской лавры», - сказал отец Мелетий.
Иерей Александр Добродеев, заведующий сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, полагает, что любоваться иконами в музеях сродни кощунству. «По последним подсчетам, до революции 1917 года, в России находилось 240 миллионов икон. После переворота и Гражданской войны осталось всего 3 миллиона. Большая часть церковных произведений была уничтожена и разворована. У государства сейчас попросту не хватит средств на то, чтобы отдать все иконы и церковные ценности в храмы, так как очень многие произведения придется выкупать из-за границы», - сказал он.
«Необходимо организовать свободный доступ к тем иконам, которые сейчас находятся в музеях. Возможно, следует организовать на территории музеев небольшие часовни, куда люди могли бы заходить и молиться, все-таки иконы - это не просто произведения искусства, в первую очередь они являются окном в Царство Божье», - подытожил отец Александр.