Занимательная арифметика 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Занимательная арифметика

01.03.2010


В Татарстане, при равном соотношении «этнических» мусульман и православных, количество мечетей превышает количество церквей более чем в четыре раза …

Минареты и купола православного храма (фото AFP)На прошедшем 27 февраля в Казани IV съезде мусульман Татарстана, помимо прочего, прозвучала информация о том, что за последние двадцать лет в республике построено более 1200 мечетей, и в настоящий момент функционируют 12 профессиональных религиозных учебных заведений, четыре из которых - в самой Казани, передаёт наш корреспондент в столице Татарстана со ссылкой на информационное агентство «Татар-информ». В то же время, как следует из справки, размещённой на официальном сайте Казанской епархии РПЦ «Православие в Татарстане», здесь функционируют всего 270 православных приходов (причём, из них регулярные службы ведутся в 201 приходе).

Для тех, кто, с подачи СМИ, взращённых на терминологии времён «суверенитета», по-прежнему считает Татарстан «мусульманской республикой», такой расклад может показаться вполне нормальным. Однако, согласно статистическим данным, Татарстан (в отличие, например, от Чечни) с одинаковым основанием можно назвать как мусульманским, так и православным регионом. Воспользовавшись (за неимением лучшего) данными о численности «этнических» мусульман и православных, можно легко убедиться в том, что они представлены здесь примерно в равных пропорциях.

Согласно сведениям, полученным в результате всероссийской переписи населения 2002 года, в Татарстане проживали 52,9 процента татар и 39,5 процента русских. Учитывая в «дебете» значительный процент переписанных татарами (по некоторым данным - до 10 процентов) православных кряшен и других «этнических» православных (чувашей, украинцев, мордвы, марийцев и т.д.), а в «кредите» - «этнических» мусульман (башкир, узбеков, азербайджанцев и т.д.), получаем приблизительное пятидесятипроцентное паритетное соотношение.

Таким образом, налицо ситуация, когда при равном соотношении «этнических» мусульман и православных, количество мечетей превышает количество церквей более чем в четыре раза. Справедливости ради следует заметить, что совсем недавно их было больше в шесть раз, но сути дела это не меняет. Цифры вещь упрямая, и в данном случае прямо указывающая на то, что сыплющиеся с местного властного олимпа заклинания, будто в «самой толерантной республике» России ислам и Православие поставлены в равные условия, мягко говоря, не обоснованы.

Проблема эта, конечно, не новая, но решать её, судя по всему, так никто и не собирается. При всех разговорах о «равных возможностях», громких требованиях к «федеральному центру» блюсти светские конституционные нормы (особенно в части недопущения в школы предмета «Основы православной культуры»), власть в Татарстане открыто поддерживает развернувшееся широким фронтом «исламское строительство» и даёт прямые указания Духовному управлению мусульман республики, что собственно и делал в своём выступлении на прошедшем съезде мусульман действующий президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Тогда как в «мусульманский сектор» целенаправленно вкачивается «спонсорская» помощь, а Российский исламский университет содержится на государственные средства, «православный сектор» может рассчитывать только на внутренние резервы.

Помнится, в своё время в Татарстане пытались придумывать несколько объяснений этому странному, не вписывающемуся в официальный «толерантный» идеологический контекст, соотношению количества мусульманских и православных религиозных объектов. Одно из них сводилось к якобы существующим существенным отличиям в технологии строительстве церквей и мечетей. Мол, возведение храмов - дело трудоёмкое и затратное, а мечеть можно построить за очень короткое время - поставил деревянный минарет на сельском доме, и готово. Вот и растут они, как грибы, тогда как на строительство церквей уходят десятилетия. Однако любой, кто бывал в Татарстане, может лично убедиться в том, что «фанерных» мечетей здесь практически не осталось: их строят с размахом и на века. Поэтому данный «аргумент» выглядит достаточно смехотворно.

Ещё куда более странными кажутся появляющиеся время от времени в СМИ и в Интернет-блогах рассуждения о том, что количество мечетей вовсе не является свидетельством увеличения охвата населения пропагандой исламского вероучения. Мол, многие из них пустуют даже по праздникам, а мусульманское духовенство на местах часто не в силах «удержать» приход. Охотно с этим соглашаемся. Но зачем же тогда, спрашивается, возводить мечети ударными «коммунистическими» темпами в каждой деревне (в том числе - в кряшенских населённых пунктах)?

Несмотря на лукавую риторику, желание мусульман покрыть Татарстан густой сетью мечетей и приобщить к исламу как можно больше народу вполне понятно и объяснимо с миссионерской точки зрения. Но не менее понятно и то, что гипертрофированная активность в этом направлении, поощряемая на государственном уровне, способна привести к опасному изменению стабилизирующего баланса основных религиозных групп в регионе. А это, как известно, может быть чревато весьма непредсказуемыми, плачевными последствиями.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме