В этом году с 8 по 14 февраля проходит Сырная седмица. Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем - в этот день принято просить друг у друга прощенье.
Празднование Масленицы в Москве в этом году будет проходить без традиционного сжигания чучела, сообщает Regions.Ru. "Раньше сжигали чучело, но теперь уходим от этого. Основные причины: пожарная безопасность, и есть такой момент, что при сжигании чучела дети начинали плакать", - пояснил глава городского комитета по туризму Григорий Антюфеев. По его мнению, следует отходить от традиций сжигать чучело и "находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы" - например, наряжать его.
"Согласны ли вы с мнением столичного чиновника? Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня?" - с такими вопросами коррепондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. "Действия московских властей в том, что касается возрождения традиций, иначе как глупыми не назовешь. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он.
"Сожжение Масленицы - чисто языческая традиция, и место ей в далеком языческом прошлом. Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник.
"Им бы сесть за парты да ознакомиться с основами православной культуры. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу.
"Все уже давно забыли, в чем смысл этого языческого обряда. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. "А сжигать или не сжигать Масленицу - дело третье, никакого отношения к настоящей христианской традиции не имеющее", - заключил он.
Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев). "Очень приятно, что московские власти решили отказаться от обычая сжигать на Масленицу чучело. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он.
"Масленица - языческий праздник. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он.
Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. "Если обычай добрый и хороший, то его вряд ли удастся трансформировать под сегодняшние требования. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напомнил, что Церковь никогда не одобряла сжигание чучела как пережиток языческих верований. "Было такое женское божество, которое называлось Кострома, и был ритуал сожжения ее чучела. От этого и пошли масленичные обряды", - сказал он.
"Погулять перед постом - это хорошая русская традиция. Вспомним, как прекрасно - и совершенно православно - выглядит Масленица в книге И.Шмелева "Лето Господне". Главное, чтобы в этот праздник народ не упивался вином и помнил, что главный смысл Масленицы - приготовление к Великому посту, особенно последний день, Прощеное воскресенье. Лучше в этот день сходить в храм и попросить прощения у всех, чем сходить в парк, наесться блинов и посмотреть, как сжигают чучело", - пояснил он.
"Я надеюсь, что чиновник просто побоялся заговорить о религиозной стороне этого вопроса, говоря о причинах запрета. Он все свел к пожарной безопасности и травмированию детей, а главное - отказ от пережитков язычества - обошел. Хотя и противопожарная безопасность - это тоже важно", - подытожил священник.
Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, Принципиальной разницы между сжиганием и украшением масленицы я не вижу. В обоих случаях это связано с древними языческими обрядами, смысл которых, кстати, для большинства людей давным-давно утрачен. Для многих осталась только устойчивая ассоциация с блинами и веселым народным гулянием. Для верующих же "масляная" неделя - это в первую очередь время подготовки к Великому посту. Об этом, кстати, не следовало бы забывать и городским властям и сосредоточиться не на организации развлекательных мероприятий, а на делах благотворительности.
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что не следует забывать о главном смысле Масленичной недели.
"С церковной точки зрения, Масленица это не просто народные гуляния, а прежде всего приготовление к Великому посту. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он.
"Мы сейчас живем в мире, где стали все реже замечать суть христианских праздников. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник.
"Решение господина Антюфеева довольно разумное и даже полезное. Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не видит ничего плохого в обычае сжигать чучело на Масленицу.
"Меня особенно умилили слова, что многие дети плачут при сжигании чучела. Вообще-то дети плачут во многих случаях. Так, например, достаточно дать посмотреть ребенку современное телевидение, - он не только плакать, но и заикаться будет", - сказал он.
"Думаю, что подгонять многовековые обычаи под требования сегодняшнего дня - это вполне естественно. Однако все же здесь дело в том, насколько крепки эти традиции и насколько они святы для человека. Ведь если люди празднуют что-то хорошее и доброе, то они и будут продолжать это праздновать, несмотря на любые запреты", - подчеркнул он.
"Сжигание чучела на Масленицу - это хоть и древний обычай, но языческий, который, безусловно, не имеет никакого отношения к христианству. Получается, что Масленичная неделя смешала в себе языческое празднование прихода весны и подготовку к Великому христианскому посту, которая не предусматривает сжигание чучел. Однако я не могу сказать, что сжигание Масленицы это - плохой обычай. На мой взгляд, это нормальная и хорошая традиция", - заключил отец Сергий.