"Здесь все зависит от мотивации. Можно предположить, учитывая, что законопроект даже не обсужден, что Президент и Правительство решили покаяться перед народом, потому что основными виновниками постоянных транспортных блокад являются их кортежи. Я живу в центре Москвы и довольно часто сталкиваюсь с этим. Если будут наказывать виновников, тех, кто блокирует основные транспортные магистрали, то, в первую очередь, пострадают руководители страны. Хотя большинство людей понимает, что у нас право работает в одностороннем порядке", - сказал в интервью "Русской линии" известный политолог, доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Расторгуев, комментируя предложение Правительства сажать в тюрьму за блокирование магистралей.
Как пишет газета "Коммерсант", Правительство России внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий уголовное наказание за блокирование транспортных магистралей. Если законопроект будет одобрен депутатами, перекрытие автомобильных трасс или железнодорожных путей будет считаться уголовным преступлением. Сейчас уголовное наказание за подобные действия можно получить, только если они ведут к причинению тяжкого вреда здоровью человека, крупного ущерба или смерти людей. По официальной версии, эта мера является частью поправок, внесенных в законодательство вследствие аварии "Невского экспресса". Однако представители оппозиции считают, что таким образом государство пытается запугать потенциальных участников акций протеста.
"К безопасности на транспорте эта мера не имеет никакого отношения, - заявил секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергей Обухов. - Это закручивание гаек". Однако Обухов уверен, что если "люди будут доведены до отчаяния" даже угроза уголовного наказания не остановит их от проведения акций протеста. "Если на трассу выйдут не сто человек, а тысяча, то вряд ли кого из них возможно будет привлечь к ответственности по уголовной статье", - считает депутат.
Как отметил В.Расторгуев, "сами меры, связанные с уголовным наказанием, за блокаду транспортных магистралей, тем более, стратегического назначения, являются вынужденными, и они так или иначе пробиваются и проталкиваются законодателями во многих странах мира, поскольку риски, связанные с использованием транспортных магистралей для разрешения социальных конфликтов, чрезмерны". "Причем для России эти риски вдвойне чрезмерны, у нас никто никогда никому не компенсирует потери, которые понесут люди, застрявшие в дорогах и не получившие вовремя помощи. У нас социальная инфраструктура дышит на ладан, и в этих условиях любые блокады такого типа чрезвычайно опасны по своим последствиям", - продолжил эксперт.
"Кроме того, может сработать эффект домино, когда нарушение движения может вызвать коллапс, и пострадают тысячи и сотни тысяч людей в целых регионах. Поэтому сами по себе меры нормальны, так же, как и ужесточение наказаний, связанных с использованием транспортных магистралей. Мы помним, что у нас писали о проведенных учениях милиционеров и спецвойск по подавлению вылазки пенсионеров, которые якобы пытались заблокировать магистраль. Во многих странах такие игры для полиции - это норма, соответствующая технология и техника существуют в достаточно большом разнообразии, и это никого не удивляет. К сожалению, современная демократия и разгон демонстрантов в сознании западного человека - это рядом положенные картинки. То есть одно без другого западный человек трудно представляет. Если мы строим демократию по западному образцу, то мы должны будем привыкать к тому, что будет неповиновение законам, и будет наказание для тех, кто не повинуется. Будут разгоны и будут попытки организовать толпу против властей. Это первый аспект темы и он носит чисто технологический характер", - добавил ученый.
"Если говорить по существу, то здесь возникает целый ряд серьезных вопросов. Дело в том, что в поляризованном обществе, а Россия современная - это жестко поляризованное в социальном отношении общество, очень сложно говорить о социальной справедливости. И, как правило, только социальные низы и, прежде всего, они расплачиваются за любые провалы и ошибки властей и расплачиваются за последствия кризисов, которые возникают или из-за неразумной политики, или в силу каких-то объективных причин. Речь идет и о социальных потрясениях, и о природных катастрофах, и т. д. Когда мы говорим о современном кризисе, финансовом и глобальном, в котором пребывает планета и наша страна в том числе, то, по сути, это не что иное, как наступление на права трудящихся. Причем в обществе, которое именует себя социальным государством, тоже идет процесс наступления на права трудящихся, но одновременно идет и зеркальный процесс наступления на права олигархов, на права богатого меньшинства, которое постоянно ущемляют, очень жестко ущемляют в правах и требуют от них все больших и больших жертв, поскольку общество консолидируется именно за счет этого зеркального использования закона, когда верхи и низы делят ответственность", - подчеркнул В.Расторгуев.
"В нашем обществе такого в принципе не предусмотрено, потому что если наказывают, то, прежде всего, социальные низы. Предположим, если будут действительно в уголовном порядке наказывать за попытку заблокировать магистрали, то понятно, что будут наказывать не организаторов президентских кортежей, а пенсионеров и только их. Разумеется, скорее всего, речь не идет о том, что будут наказывать тех, кто был подлинным виновником такого рода эксцессов. Вряд ли будут наказывать тех, кто использует государство как кормушку. Мы все помним высказывание Президента Медведева о том, что государственные должности в России продаются, но ни один человек за это не наказан. Поэтому, когда вводится уголовное наказание за блокирование магистралей, то мы видим, что это очень однобокая инициатива и вряд ли она вызовет понимание низов, потому что люди устали с утра до вечера видеть одно и то же, а им внушают, что именно они должны нести основную ответственность за все, что происходит в стране. Те же, кто находятся у власти, никакую ответственность не несут и нести не собираются", - отметил эксперт.
"Если с точки зрения наказания это так, то посмотрим, как дело обстоит с точки зрения поддержки социальных групп в условиях кризиса. Огромная страховочная подушка была накоплена в условиях путинской нефтегазовой восьмилетки, когда были получены колоссальные средства за счет распродажи невосполнимых природных ресурсов. Значительная часть этой подушки ушла, чтобы поддержать штаны ростовщикам, так как, в первую очередь, помогали им. Всем остальным социальным группам и, прежде всего, низам давали только то, что останется. Плата за труд в России на порядок ниже, чем в других странах. Когда с радостью у нас говорят о том, что повышаются пенсии, то надо исходить из того, что эти пенсии ориентированы на сверхзаниженный трудовой заработок. Плюс к тому, это пенсии, которые качественно отличаются от тех, которые получают в Европе и США. Во Франции, например, получают 50% гарантированной пенсии от заработка, который ранее получал работник, и плюс еще 20% специального страхования. То же самое имеет место во многих других странах, которые называют себя социальными государствами", - заметил ученый.
"Если речь идет о социальной профилактике, то говорят, что эти законы запугивают население, то есть являются формой психологического террора. Это так. Но опять же, запугивают население, которое относится к низам. И это создает не только дискомфорт, но и подавленность. У людей отнимается последний шанс, последнее право как-то заявить о своих интересах. Делать это можно и нужно, но только тогда, когда существует зеркальный процесс, то есть тогда, когда соответственные меры применяются и к социальным верхам. Теперь главный вопрос - конституционно ли такое решение? Формально да, но, по сути, нет. По Конституции мы строим социальное государство, а, значит, государство, которое должно любыми методами искоренять поляризованность, то есть сокращать барьер между сверхбогатством и бедностью. Это означает, что необходим прогрессивный налог на богатство. Его необходимо вводить немедленно, сейчас, а не завтра, потому что иначе ситуацию не исправить. Учитывая, что стартовые действия даже не предпринимаются, можно сделать только один вывод, что, по сути, это решение будет не конституционным. Чисто формально - конституционным, но, по сути дела, нет", - подчеркнул Валерий Расторгуев.