«Это под силу только философскому уму» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Это под силу только философскому уму»

26.12.2009


Алексей Николаевич Швечиков защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук …

Алексей Николаевич Швечиков (фото Александры Соколовой)Вчера, 25 декабря, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена состоялась защита диссертации Алексея Николаевича Швечикова «Теоретико-методологические основы современного российского религиоведения» на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности «религиоведение, философская антропология, философия культуры», сообщает наш корреспондент. 

Ученый секретарь диссертационного совета А.М.Соколов кратко рассказал о научной карьере и научных работах А.Н.Швечикова. Известный ученый родился в 1936 году. В 1968 году окончил ЛГУ по специальности «преподаватель философии и общественных дисциплин». В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента по кафедре философии. За время написания докторской диссертации Алексея Швечикова было опубликовано 32 его работы, из них 3 монографии, 7 статей, опубликованных в журналах, рецензируемых ВАК РФ. Общий объем работ составляет более 70 печатных листов. Общий трудовой стаж А.Н.Швечикова около 50 лет, педагогический стаж около 35 лет.  

Затем соискатель ученой степени доктора философских наук Алексей Швечиков выступил с защитой диссертации. «Несмотря на тяжелое, реанимационное состояние современного российского общества, - начал свою защиту А.Н.Швечиков, - хотя и медленно, но в нем идет процесс осмысления и понимания того, что ключ к возрождению всех основ общественной жизни надо искать не в сфере товарно-денежных отношений, а в сфере духа. Религиоведение как духовная наука может и должна подключиться к этим духовным процессам и сыграть важную позитивную роль. Выносимое на защиту диссертационное исследование имеет своей целью способствовать тому, чтобы вклад религиоведения в процесс духовного возрождения стал более эффективным и значимым. Тема диссертации может показаться слишком претенциозной, поскольку религиоведение в качестве официальной науки о религии существует уже около 150 лет и, как и любая наука, зиждется на определенных теоретических и методологических основах. Однако исследование состояния теоретико-методологических основ современного религиоведения показало, что в нем не решены некоторые ключевые и важные проблемы. Необоснован системный, интегративный характер религии и религиоведения, не раскрыты в них содержание и структура предметно-объектных отношений, не определен критерий религии, не разработана духовная сторона религиоведения, размыт его научный статус, страдает неопределенностью содержание и структура религиоведения, рядом религиоведов отвергается философский компонент в религиоведении». 

По его мнению, решение этих проблем актуализируется тем фактом, что российское религиоведение проходит стадию становления. «Важно, чтобы это становление проходило на добротной теоретико-методологической основе и не повторило слабости зарубежного религиоведения с его постмодернистскими тенденциями», - отметил Алексей Швечиков.  

Одной из неразрешенных проблем религиоведения, по словам ученого, стала проблема божественного. «В современном религиоведении эта проблема, как правило, не рассматривается, то есть выноситься за рамки научного исследования религии. Мотивируется это тем, что проблема Бога – это не научная, а теологическая проблема, поэтому религиоведение не должно заниматься доказательством бытия или не-бытия Бога, а равно Его познаваемости или непознаваемости. Формально эти аргументы не опровержимы, наука работает с фактами, а не с мистическими явлениями, к числу которых относится Бог. Однако при таком подходе возникает дилемма, выражающаяся в том, что всякая наука ставит перед собой цель не поверхностного, а сущностного постижения исследуемого ею объекта, и религиоведение, естественно, не может здесь быть исключением. Оно обязано ставить задачу сущностного постижения религии. В диссертации предлагается и обосновывается путь выхода из этой противоречивой ситуации. Религиоведение должно изучать не Бога религии, а понятие и представления, которые сложились об образе Бога на протяжении тысячелетней истории человечества», - подчеркнул соискатель. 

«В связи с тем, что в российском религиоведении обозначились тенденции принижения или даже лишения его научного статуса в диссертации обозначены новые подходы и аргументы в подтверждение этого статуса. Религиоведение есть самостоятельная, автономная наука, исследующая одно из самых сложных и значительных явлений человеческого бытия», - отметил ученый.

Алексей Николаевич Швечиков (фото Александры Соколовой)По его мнению, религиоведение активно влияет на формирование мировоззрения людей. «Необходимо также иметь в виду, что современное секулярное общество, в котором верующих меньше, чем неверующих, не может довольствоваться только таким знанием о религии, которое дает теология и Церковь. Ему необходимо и научное знание о ней, через которое оно усваивает религию как духовный культурный феномен. Все это говорит о необходимости не только сохранения, но и укрепления и повышения научного статуса религиоведения, более активного его участия в духовных процессах, происходящих в обществе», - считает Алексей Швечиков. 

«В современном российском религиоведении зародилась тенденция выдавливания из него философского компонента под тем предлогом, что философия в силу своей известной ангажированности и идеологизированности сбивает религиоведение с его равноудаленности от атеизма и теизма. Таким образом, религиоведение лишается методологической основы, которую предоставляется искать в тех гуманитарных науках, в которых в той или иной мере присутствует религиозный компонент. Эта суммативная методология реализации познания религии не может дать позитивных результатов. Религиоведение есть наука философская, ее методологической основой является философия религии как систематизированное, целостное научное знание», - подчеркнул религиовед.

Затем соискатель ответил на вопросы членов диссертационного совета. Отвечая на вопрос, нельзя ли расширить понятие «религия» таким образом, чтобы включить в него буддизм, Алексей Швечиков отметил, что религия – это связь человека с Богом через благочестие, духовное взаимоотношение человека и Бога через веру, а поскольку в буддизме, равно как в даосизме и конфуцианстве нет понятия Бога, то они не могут считаться религиями в строго научном смысле этого слова. Критерием религии, по его словам, является Бог. Если же бесконечно расширять понятие «религии», то можно в него включить и саентологию, что сейчас некоторыми деятелями и предпринимается. Соискатель также ответил и на другие вопросы.

Затем состоялось выступление научного консультанта А.Н.Швечикова доктора философских наук профессора Юрия Манько. Профессор Манько отметил, что Алексей Швечиков является не только выдающимся ученым, внесшим значительный вклад в российское религиоведение, но и известным общественным деятелем, много сделавшим для нравственного и духовного возрождения нашего общества.  

Ученый секретарь диссертационного совета А.М.Соколов зачитал отзывы на автореферат диссертации Алексея Швечикова. 

Затем состоялись выступления оппонентов соискателя А.Н.Швечикова. Один из оппонентов Вячеслав Гричаный считает, что Алексей Швечиков в своей работе придерживается позиции «православного фундаментализма» и совсем не использует «принцип толерантности». Это, по его словам, с имманентной точки зрения недопустимо для диссертации. Он осудил Алексея Швечикова за то, что тот «выпячивает» Православие и не считает восточные учения, такие как даосизм, буддизм и др., религиями. В.Гричаный выразил несогласие с тем, что Бог является началом, центром и критерием религии. Тем не менее, В.Гричаный отметил как достоинства диссертации его творческую самостоятельность, глубокую несокрушимую убежденность автора в истинности выдвигаемых исходных положений, логичность и последовательность изложения в рамках принятых постулатов, обширную эрудицию автора в избранной области научного исследования, сугубо авторскую позицию, четкую структуру диссертационного исследования.

Другой оппонент Марина Захарченко отметила как высочайшее достоинство диссертации методологию и инструментарий различения религии и псевдо- и квазирелигий. Эта задача, по ее мнению, важна как с научной, так и с практической точки зрения. М.Захарченко считает правильным один из основных постулатов диссертации о том, что началом религии является личный Бог. Однако вопрос о возможностях научного познания Бога, по ее мнению, так и не был разрешен в диссертации. М.Захарченко выступила против научного познания Бога. Она отметила как достоинство диссертации Алексей Николаевич Швечиков (фото Александры Соколовой)остроту постановки проблемы религии как предмета науки. М.Захарченко призналась, что соискателю удалось убедить ее в возможности конституирования религиоведения в самостоятельную науку. Диссертационное исследование А.Н.Швечикова, по ее словам, «заострено в практическом ключе», что также является одним из его достоинств. Она согласилась с Алексеем Швечиковым, что Бог является сущностной характеристикой, отличающей религию от не-религии. Выведение восточных культов за пределы религиозности, как отметила М.Захарченко, является личной авторской позицией соискателя, однако, критерии различения религии и псевдорелигии, по ее мнению, не были достаточно проработаны, поэтому они нуждаются в уточнении. Также она выразила согласие с А.Н.Швечиковым, что религия играет важную роль в обществе. Этот постулат, по ее словам, представлен в диссертации достаточно доказательно. Третий оппонент Александр Казин считает, что «по глубине философского анализа диссертационная работа Алексея Николаевича Швечикова является одним из первых в постсоветский период религиоведческих исследований такого высокого уровня». 

После состоялись выступления членов диссертационного совета, в частности, известный ученый академик РАО Александр Корольков отметит, что «то, что в диссертации сделана попытка выявить методологические и теоретические основания религиоведения, - это под силу только философскому уму. Алексей Николаевич демонстрирует такие философские подходы». Затем состоялось тайное голосование по присуждению А.Н.Швечикову ученой степени доктора философских наук. В результате голосования Алексею Николаевичу Швечикову была присуждена ученая степень доктора философских наук по специальности «религиоведение, философская антропология, философия культуры» (17 – за, 2 – против).

Редакция «Русской линии» от всей души поздравляет многоуважаемого Алексея Николаевича с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности «религиоведение, философская антропология, философия культуры» и желает ему многая лета во благо России и на пользу отечественной науки.

Позже на сайте РЛ будет опубликован автореферат диссертации А.Н.Швечикова.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме