«Я шесть лет жил на Западе и слышал из средств массовой информации только о страданиях косовских албанцев, о том, как к ним относился режим Милошевича и так далее. А то, что происходит, по сути дела, геноцид сербов на косовской земле, об этом никто не говорит. Вот я посещал один город, где живут четыре сербских женщины. Они живут на территории восстанавливаемого храма. Храм восстанавливается под эгидой Совета Европы. Но они живут на одном пятачке земли, с которого они не могут никуда выйти. У одной из этих женщин дом через дорогу, она эту дорогу не может перейти десять лет. Она за десять лет ни разу не были в своем доме», - отмечает владыка Иларион.
«Там существует такой режим. Что им просто говорят, «ваша безопасность обеспечена будет в том случае, если вы никуда не выйдете за пределы этого анклава». Ее могут подстрелить, ее могут похитить, все, что угодно может быть. И в такой ситуации живут очень многие сербы, которые там остались. А ведь большинство сербов оттуда просто бежали. И сегодня это беженцы, которые или на территории Сербии живут, или они пытаются найти себе приют в других странах. И вот об этом на Западе умалчивается. Сегодня в Косово есть древние монастыри Сербии, такие как, например, Грачаница, Дичаны, Печская Патриархия, которые, по сути дела, являются анклавами, окруженными враждебно настроенным населением. Их охраняют войска ООН. И до тех пор, пока эти войска там, можно не беспокоиться за безопасность людей, которые там живут. Но, что будет, когда эти войска уйдут? Поэтому вопрос очень серьезный. И многое, к сожалению, остается за кадром. И многое, сознательно или бессознательно игнорируется западными средствами массовой информации», - подчеркнул архиерей.
«Косово является ярким примером того, - продолжил он, - что постепенно демографическим путем мусульманское население вытеснило исконное сербское православное население из своего края. Потому что, на протяжении многих десятилетий в мусульманских семьях рождалось по много детей, а в православных семьях по одному или двум детям. И в результате получилось, что некогда православный край стал преимущественно мусульманским. Это, конечно, трагедия. Здесь нельзя никого винить. Надо просто задумываться о том, что будет происходить в подобных ситуациях там, где совместно проживают христиане и мусульмане, и где христиане не готовы следовать евангельским заповедям и библейскому представлению о семье, согласно которому у семьи должно быть столько детей, сколько дает Бог. Ведь запрет на аборты, запрет на контрацепцию существует в равной степени и в исламе и в христианстве. Но почему-то в исламе люди следуют этому запрету, а в христианстве во многих случаях нет. Вот об этом стоит задуматься, на печальном примере косовской земли».
«Даже внутри сербской православной общины сейчас нет единого взгляда на вопрос о том, нужно ли или не нужно сотрудничать с нынешними властями Приштины. Некоторые священнослужители считают, что сотрудничать не нужно, или даже нельзя. И они по сути дела, оказываются в полной изоляции. То есть, им отключают электричество, потому что они отказываются платить за электричество. Им отключают воду, они свои собственные генераторы устанавливают. Но другие священнослужители и настоятели монастырей считают, что необходимо находить какой-то модус сосуществования и с окружающим населением, и с теми властями, которые пришли сегодня в Приштину, в независимости от того, легитимны они или нелегитимны, признаем мы их или не признаем. Это сегодня реальность. И в этой реальности каждому, кто хочет выжить, приходится искать пути взаимодействия с теми, кто сегодня стоит у власти», - отмечает председатель ОВЦС МП.
«Сейчас ситуация меняется. Уже не гремят взрывы, хотя по вечерам я слышал автоматные очереди. Но и, кроме того, путешествовать приходилось в сопровождение вооруженного эскорта. (…) Если мы приезжали, скажем, на какое-то место, где разрушена церковь, то сначала выбрасывались из бронированных автомобилей солдаты. Они занимали позиции по четырем сторонам, а потом нас выпускали, чтобы мы могли посмотреть этот церковный объект. Поэтому напряжение там до сих пор существует. Хотя, слава Богу, нет военных действий. Но вот для сербов, конечно, ситуация очень печальная. Потому что, даже если эти храмы будут восстанавливаться, то все-таки непонятно, вернутся ли туда люди. При нынешних условиях я думаю, что они не вернутся. Если когда-то будут созданы условия для того, чтобы люди могли жить в этом самопровозглашенном государстве, в том числе и сербы, может быть, начнут туда возвращаться. Но пока до этого, по-моему, очень далеко», - считает архиерей.
Владыка Иларион отметил, что действующие православные храмы в Косово сохранились «в тех местах, где еще остались сербы». «Особенно, конечно, в приграничных с остальной Сербией регионах. Но, также просто и в тех городах или в тех монастырях, где еще живут сербы. А если сербы покидают это место, то, как правило, албанцы приходят и превращают этот храм в гадюшник. Я посещал один храм, который расположен в центре парка. Он в заброшенном состоянии, там просто устроили помойную яму, прямо в самом храме. И вокруг играют в футбол албанские дети. И я думал о том, как они будут воспитаны. Ведь надо сейчас, и я об этом говорил тоже с чиновниками, и в том числе из Совета Европы, с теми, которые как-то занимаются программами по восстановлению храмов и образовательными программами. Что вот этим детям, которые сегодня бегают с мячом вокруг оскверненных и испоганенных православных храмов, им все-таки нужно привить какое-то уважение к истории своего края. Даже если эта история была немусульманской. Они должны понять, те косовские албанцы, которые сегодня там живут и в руках которых находится власть, что православное наследие является духовным наследием их края, и что они должны его беречь. Я думаю, что для этого очень важно привлекать внимание мирового сообщества к этим святыням - к таким монастырям, как Дичаны, Печская Патриархия. Организовывать, несмотря на сложности, паломничества к этим святыням, в том числе и из России для того, чтобы сербы постоянно чувствовали нашу поддержку, и чтобы окружающий мир чувствовал наше внимание к этим святыням», - считает он.
«Так вот сложились исторические обстоятельства, что в Косово албанцы именно являются почти все наверно, поголовно, мусульманами, а православными являются именно сербы. И здесь накладывается вот это сосуществование двух религий, которое в обычных условиях могло бы быть вполне мирным. Оно накладывается на какие-то межэтнические противоречий. Именно это создает вот такую сложную обстановку в косовском крае. Но самое главное сейчас - это чтобы все-таки мировое сообщество создало там какие-то условия для того, чтобы сербы могли возвращаться в свои дома, вне зависимости от того, признают они или не признают Косово в качестве отдельного государства», - заключил архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев).