В тени событий, связанных с успением и похоронами Патриарха Сербского Павла, осталось малозамеченным весьма важное событие в жизни Сербской Церкви. За два дня до блаженной кончины Святейшего Господь явил нетленные мощи великого сербского святителя митрополита Захолмско-Герцеговинского Леонтия (Радуловича) (1835-1888).
Владыка Леонтий родился в том же герцеговинском селе, что и его великий предшественник святой Чудотворец Василий Острожский. Он был первым сербом после длительного периода владычества греков-фанариотов на сербских епископских кафедрах.
Митрополит Леонтий был соратником Луки Вукаловича, вождя первого Герцеговинского восстания 1878 г., за что был гоним не только от турок, но и от австрийцев, оккупировавших Боснию и Герцеговину после Берлинского конгресса.
После вхождения в правовое поле монархии Габсбургов у православных сербов этого края возникли проблемы с определением статуса, поскольку в отличие от сербов Воеводины, они не были признаны частью сербской нации (т.е. не имели церковной и школьной автономии и т.п.).
Путь к этому признанию был закрыт самими сербами еще в самом начале оккупации, когда православная община епархий Боснии и Герцеговины отказалась перейти под омофор Карловацкой митрополии, окормлявшей сербов Австро-Венгрии. Это было бы, казалось, самым простым и, вроде бы, логичным ходом, но боснийские сербы опасались попасть под пресс прогабсбургских церковных чиновников.
Не был забыт и скандал с епископом Бенедиктом Кралевичем, который руками униатских священников из Галиции пытался насадить латинство в среде сербов Далмации.
Исходя из этого, сербы Боснии и Герцеговины посчитали меньшим злом оставаться под властью греков-фанариотов, "прославившихся" систематическим унижением балканских славян и столь же систематическим вымогательством.
Конвенция, заключенная в 1879 году между Габсбургами и Портой, закрепила за Стамбулом верховную духовную власть не только над боснийскими мусульманами, но и над православным населением провинции. Конкордат 1880 года подтверждал принадлежность епархий Боснии-Герцеговины Константинополю при предоставлении им широкой автономии. Однако, в отличие от венгерских сербов, лояльных империи, боснийские сербы тогда еще не получили права на самоуправление.
В народе владыка был весьма почитаем. На мраморной гробнице митрополита в Соборной церкви столицы Герцеговины города Мостара сохранилась надпись: "от благодарной Герцеговины".
Спустя сотню с небольшим лет гробница вместе с храмом пострадали от взрыва, который совершили хорватские саперы, пытавшиеся во время последней сербско-хорватской войны стереть сербские символы с лица Герцеговины. Взрыв был совершен в 1992 году точно в день храмового праздника - Дня схождения Духа Святого.
Во время работ по реставрации храма была открыта гробница, находившаяся под завалом, и 13 ноября нетленные мощи были явлены. Как видно на снимке, нетленной осталось также и епископское облачение.
Молитвенно уповаем на то, что это событие даст импульс работе по канонизации великого угодника Божия.
Ранко Гойкович (Сербия), Павел Тихомиров (Россия), специально для "Русской линии"