Протоиерей Андрей Ткачев: «Следует приобретать друзей, не теряя веру» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Андрей Ткачев: «Следует приобретать друзей, не теряя веру»

03.12.2009


Известный священник рассказал, как Европе сохранить свой цивилизационный код, не испортив отношения с исламом …

«Так как наш мир является поликультурным и мультинациональным, и однородных стран почти не осталось, нет стран однокультурных, однонациональных и однорелигиозных, поэтому сама жизнь заставляет нас приобретать друзей, не теряя при этом веру. Вызов современности я бы сформулировал так: "Не теряя веру, приобретать друзей". Европа же ныне сталкивается с проблемами, вызванными распадом колониальной системы после Второй мировой войны, когда в результате открытых границ и высокого уровня жизни в Германию стали массово перебираться выходцы из Турции, во Франции - из бывших колоний Магриба и т. д. А поскольку прибывшие в Европу носители исламской культуры являются более активными, более приверженными своему культурному коду, то, конечно, они представляют опасность для европейцев, которые проявляют большее безразличие к своим культурным корням. Интуитивно это рождает страх. Когда у тебя под боком появляется сосед с другим цветом кожи, с другим культурным кодом, с другими жизненными приоритетами, с другим пониманием добра и зла, то ты перестаешь быть хозяином своей страны и начинаешь ощущать тревогу за свое будущее. Так недолго оказаться и квартирантом в своей собственной стране. Поэтому у европейцев возникает естественный страх. Этот страх порожден многими причинами», - заявил в интервью "Русской линии" сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев, говоря об антиисламской кампании, развернувшейся в Европе.

Напомним, что 29 ноября 57,5% граждан Швейцарии на референдуме высказались за запрет на строительство минаретов в стране. Результаты этого референдума вызвали последующую реакцию в Европе. Представители правых политических партий Голландии и Дании объявили о намерении последовать примеру Швейцарии и инициировать проведение референдумов по данному вопросу.

«Конечно, в данном случае самым лучшим ответом было бы сохранение и укрепление своей культурной идентичности, своего религиозного мира и религиозной жизни при понимании и доброжелательном отношении к носителям других религиозных традиций. Первая задача – это укрепление своего культурного наследия, а иначе действительно недолго и оказаться в числе квартирантов в собственном доме», - полагает протоиерей Андрей Ткачев.

«Эта проблема актуальна для всего мира, но, мне кажется, в России легче с этим. Во многих регионах мира разные религиозные группы живут в близости. Например, если Балканы - это пример сложного соседства мусульман и христиан, то Сирия и Ближний Восток - это пример более мирного соседства. Например, в Сирии христиане составляют меньшинство, но они видны, и там они живут достаточно мирно. Египет тоже довольно религиозно мирная страна. В мире есть много опытов сохранения своего при доброжелательстве к другому. Следует приобретать друзей, не теряя веры. Самая непредсказуемая реакция возникает тогда, когда затрагиваются религиозные основы бытия и самые глубокие нервы», - отметил священник. 

«Европа до сих пор думала, что весь мир так же толерантен и безразличен к религии, как она сама, - продолжил он. - Но мусульмане опровергают эту европейскую модель поведения. Вообще восточный человек - это человек, для которого религия занимает первенствующее значение, а если религия не на первом месте, то, считают они, у вас ее просто нет. Мусульмане, иудеи и христиане восточной веры стараются следовать этому идеалу. А для мира, в котором вера - это всего лишь дань культурной традиции, дань историческому прошлому, где посещение церкви приравнивается к походу в музей, то для него, конечно, опасен такой тип цивилизации, для которого вера очень важна». 

Мечеть«Очевидно, что Европа будет сталкиваться с вопросом, как относиться к иным этносам и иным религиозным группам, уже вживленным в ее тело, живущим внутри еропейских государств, но не смешивающимися с европейцами в области мировоззрения и культуры. Это вызовы новой Европы. Нам надо делать выводы из этого. Неоднократно уже говорилось о том, что хорошо бы иметь у себя в стране исламские школы для того, чтобы желающие получить исламское образование не уезжали к сектантам-вахаббитам, а изучали классический ислам у себя на родине. Это было бы противоядием от исламского экстремизма. Ведь исламские нормы предписывают войну с государством только тогда, когда оно враждебно относится к исламу. А если отношения дружеские между мусульманами и немусульманами, то Коран и шариат запрещают враждебно относится к таким государствам. Нужен гражданский религиозный мир при условии сохранения культурной идентичности», - подчеркнул отец Андрей.

«Вопрос в отношении минаретов - это своего рода вилка, где трудно выбрать правильную модель поведения. Если бы швейцарцы разрешили строительство минаретов, то вся Европа заросла бы минаретами очень быстро. В результате чего культурный облик европейских городов сильно изменится в этом случае. С другой стороны, запрет на строительство минаретов - это значит пойти на обострение отношений с мусульманскими странами за пределами своей страны и с мусульманскими общинами внутри своей страны. Здесь возникает вилка, из которой нет легкого выхода. Процесс дошел до такой стадии, когда трудно понять, как следует поступить. Мне, честно говоря, жалко швейцарцев. Они заложники сложившейся ситуации. Они не могут разрешить строительство минаретов, потому что очень быстро произойдет стремительное изменение культурного облика страны. Это же не секрет, что мусульманам только дай волю, они быстро застроят всю страну мечетями и минаретами, и голос муэдзина станет так же привычен, как позывные радиоточки. А если они запрещают строительство минаретов, то идут против своих же идеологических схем. Европейские страны до сих пор пропагандируют толерантность, свободу, одинаковое отношение ко всем религиям. Запрещая строительство минаретов, они противоречат сами себе. Складывается патовая ситуация. Я даже не знаю, что они будут делать дальше. Или им придется менять саму трактовку демократических ценностей, или им придется последовательно выполнять свои декларации о религиозной свободе, но тогда мы очень быстро увидим новую Европу с другим цветом кожи, с иным разрезом глаз и новой речью», - сказал он. 

«Есть роман религиозно-футуристический «Мечеть Парижской Богоматери». Похоже, футуристические прогнозы религиоведов имеют перспективу исполниться. Но речь не идет о крестовом походе против исламского мира. Христианам нужно сотрудничать с представителями классического ислама, налаживать с ними правильные мирные отношения. А главное – нужно укреплять свою идентификацию, свой культурный код, делать его прочным и осознанным, чтобы нас не размыло в ходе следующих десятилетий и столетий», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме