В Александро-Невской лавре прошел семинар "Кризис идентичности в период зрелости"

0
78
Время на чтение 4 минуты
16 ноября в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы "Православная школа психологии и медицины" состоялся семинар "Кризис идентичности в период зрелости". Семинар провел руководитель данной программы психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Зрелость - один из самых продолжительных периодов в жизни человека. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом они зависят от человека, от того, насколько успешно протекает его психическое и духовное развитие, становление как личности. Ведущий семинара психолог Владимир Анатольевич Цыганков условно определил период зрелости возрастными границами от 40 до 55-60 лет.
Основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем через духовное и психологическое развитие.
Освоение внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте, юности, молодости, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным и психологическим силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости. После 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за духовным развитием.
Современные исследователи показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается психологическое явление, которое можно назвать кризисом идентичности. Под кризисом идентичности понимается некая нетождественность человека к самому себе, его неспособность определить жизненные цели и перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место он занимает в определенной социальной группе и так далее.
Как отметил Владимир Анатольевич, кризис идентичности периода зрелости будет серьезным испытанием для тех людей, чья система ценностей не основана на Заповедях Божиих, кто "построил свой дом на песке" (Мф., 7, 26). Негативный исход кризиса идентичности - формализация религиозности или отход от веры и религиозной жизни.
На семинаре В.А.Цыганков обсудил возможные факторы, влияющие на разрешение кризиса идентичности. Он начал с факторов, затрудняющих его разрешение. Прежде всего, это проекция кризиса на свое окружение. В этом случае человек будет стремиться изменить именно окружение, а не самого себя. Действительно, многие люди в период зрелости начинают хаотично менять место работы, семью, иногда страну проживания.
Следующий фактор - страх изменений. Человек всеми силами старается сохранить стабильность. При этом он может заявлять о своих желаниях изменить ситуацию, но на самом деле какой бы болезненной она ни была, он его в чем-то устраивает. Неизвестность и необходимость предпринимать какие-либо действия пугают еще больше. Довольно редко человек признает наличие этого страха. Чаще говорит об "объективных причинах" невозможности изменений.
По словам В.А. Цыганкова, помочь человеку преодолеть жизненные задачи можно тогда, когда он сам намерен изменить свой образ жизни и образ мыслей, когда не сопротивляется переменам к лучшему. Об этом очень четко сказано у К.Хорни, когда она пишет, что психотерапевт может быть поражен тем, что, несмотря на большую проделанную работу, в пациенте ничего не меняется, хотя было достигнуто весьма значительное продвижение в осознании его переживаний. Человек активно сопротивляется изменениям, которые могли бы привести к большей ответственности за его жизнь, способствовали бы росту заинтересованности в себе.
Одним из факторов, способствующих разрешению кризиса идентичности, является способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем. Еще в юности человеку необходимо учиться одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и, вместе с тем, устремляться в будущее. К несчастью, у многих людей и в зрелости сохраняется подростковая устремленность в будущее, то есть установка на то, что происходит еще не жизнь, а лишь подготовка к жизни.
Противоположный вариант - "застревание в прошлом", которому придается неоправданно большое значение, а реальное настоящее обесценивается. Пример: сорокалетние женщины, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, броские украшения, яркая, молодежная одежда, бантики, жеманное поведение и т. п.). Психологи давно отмечают, что с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в "золотом веке". К сожалению, это шаг к психологической смерти, шаг навстречу плену фантомного проявления жизни; чтобы избежать его, над собственным будущем надо работать.
В.А.Цыганков подчеркнул: важный фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса идентичности в зрелом возрасте - активное и ответственное переосмысление глубинного смысла жизни. Этот смысл нельзя изобрести, его нельзя навязать, можно лишь обрести. Это удивительный процесс освобождения личности в поиске Творца, устроения семейных взаимоотношений на духовной близости и связи супругов и детей, а не только на основе материальных забот и решения социальных задач. Причем и профессиональная самореализация должна осуществляется на основе Божиих Заповедей, духовно-нравственных норм, подчиняться главной заботе - спасению души.
Обретение живой веры в Бога - это та самая внутренняя энергия, которая может дать силы для разрешения жизненных задач, ощутить подлинную радость от самой жизни. Это один из самых важных факторов в преодолении кризиса периода зрелости. Безрелигиозные люди обращаются к вере и начинают свое воцерковление зачастую именно под влиянием кризиса идентичности в зрелом периоде жизни.
Религиозное развитие личности на этом этапе - это своеобразная религиозная мудрость, которая приводит к позитивным изменениям характера - к доброжелательности, снисходительности и любви к людям. Спокойное восприятие старения, правильная самооценка, сочетающаяся с верой и надеждой, помогают развитию переживаний полноты жизни и принятия целостности жизни, включая неизбежность страдания. Если религиозное развитие не достигает такого уровня, то испытание этого возраста делают религиозность "ритуальной", мировоззрение "катастрофическим", а по отношению к людям других взглядов может развиваться нетерпимость, доходящая до агрессивности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35